Езда с прицепом на легковом автомобиле по ПДД

Управлять автомобилем с прицепом намного сложнее. Увеличиваются габариты, и об этом следует помнить постоянно: учитывать скоростной режим, правильно совершать маневры. Чтобы контролировать движение всех частей автопоезда, без опыта не обойтись.

Определение

С точки зрения ПДД, прицеп – это транспортное средство (ТС) без двигателя, предназначенное для эксплуатации в составе с механическим ТС.

Классификатор типов ТС международной перевозки, введенный Таможенным союзом, расширяет значение понятия, опираясь на его функционал:

  1. Прицеп – ТС, оборудованное под перевозку грузов или пассажиров, приспособленное для буксирования автомобилем (тягачом), не оснащенное двигателем.
  2. Прицеп пассажирский – ТС с особенной конструкцией, предназначенное для транспортировки людей и багажа.
  3. Прицеп грузовой (общего назначения) – ТС с бортовой платформой, не оборудованное средствами самостоятельной погрузки-разгрузки.
  4. Прицеп специальный – ТС для осуществления специфических рабочих действий и перемещения грузов особого характера.
  5. Караван – прицеп, который используют в дорожных условиях во время стоянок для временного проживания.

Виды

Технические характеристики полной массы прицепа подразделяет их на следующие виды:

Легкий до 750 кг
Тяжелый свыше 750 кг, оборудован тормозным механизмом
Тягач специальный прицеп (буксировочное средство для легкового ТС)

По допустимой максимальной массе прицепы категорирует ГОСТ Р 52051-2003:

Категория Масса, т
01 не более 0,75
02 0,75 – 3,5
03 3,5 – 10
04 более 10

При эксплуатации ТС, соединенных с прицепами групп 03 и 04 (с массой от 3,5 т), в правах потребуется отметка о присвоении категории ВЕ.

Конструкцию прицепов могут составлять разное количество осей:

Одна ось группа из одной оси
Тандем двухосевая группа
Трехосная тележка трехосная группа

От количества осей зависят эксплуатационные качества прицепа. Если осей две или три – прицеп приобретает большую устойчивость, грузоподъемность.

Имеется и недостаток конструкции: снижается управляемость. Для буксировки от водителя потребуется повышенная квалификация и опыт.

Устройство

Основные узлы прицепного устройства:

  • рама;
  • дышло;
  • кузов;
  • подвеска.

Рама – это несущая сварная конструкция из металла с антикоррозийной обработкой, состоящая из поперечин и лонжеронов. Иногда имеет крепления на болтах. Все детали и узлы прицепа закреплены на раме.

Дышло – рычаг в передней части рамы, А-образный или I-образный. На нем расположены узел сцепки и страховочные цепи. Иногда на дышле имеется складная подставка. Она позволяет удерживать отсоединенный прицеп в горизонтальном положении. Может иметь колесо.

Узел сцепки обеспечивает соединение прицепа с тягово-сцепным устройством (фаркопом), необходимым для буксировки. Фаркоп – это сцепной шар со стандартным диаметром 50 мм.

На прицепе для буксировки устанавливается соответствующая сцепная головка. Эта система сцепного устройства предназначена для прицепов с максимально разрешенной массой, не превышающей 3,5 т. Обеспечивает соединение электрооборудования прицепа и автомобиля.

Электрическое оснащение прицепа – это фары, подсветка и электролебедка. Световые приборы (светодиодные или с лампами накаливания) устанавливаются в соответствии с требованиями регламента.

Кузов – это часть прицепа, расположенная над рамой. Предназначение кузова – объединение конструкции прицепа для качественного перемещения грузов. Бывает сварным из металла или сборным оцинкованным.

Имеются модификации из металла, но с полом из дерева. Конструкция предусматривает откидывание бортов (для удобства погрузочно-разгрузочных работ). Кузов может иметь надставные борта.

Это предусмотрено с целью увеличения полезной площади. Некоторые прицепы производят в комплектации с прорезиненным тентом.

Подвеска – устройство, обеспечивающее крепление рамы и оси. Различают несколько типов подвески: резино-жгутовая, торсионная, рессорная, пружинная и другие.

Наличие тормозной системы необходимо для прицепов, начиная с категории 02: с массой более 0,75 т. Для прицепов чаще используют (тормоза наката) – тормоза с механическим приводом.

Тормоза прицепа не увязаны с тормозной системой авто, их функции включаются от нагрузки на узел сцепки. Конструкция позволяет замедлять ход прицепа пропорционально движению тягача.

Стояночная тормозная система (рычаг) — предназначена для стоянки ТС: как вместе с машиной, так и отдельно.

Аварийная тормозная система используется при разрыве соединения с тягачом, для аварийного торможения. Это страховочный трос, запускающий колесный тормозной механизм при обрыве фаркопа во время движения.

Нужно ли разрешение

Автовладельцы, приобретая прицеп, часто сомневаются, потребуется им открывать дополнительную категорию или нет.

Чтобы избежать неумышленного нарушения ПДД и не получить штраф, нужно знать актуальные юридические тонкости и эксплуатационные характеристики прицепа и автомобиля.

Действующим законодательством предоставлено право управлять легковым авто с прицепом водителям, имеющим в правах допускающие категории В и ВЕ.

Категории В в водительском удостоверении достаточно, чтобы управлять автопоездом с прицепом, если:

  1. Предельная масса прицепного устройства не превышает 0,75 т.
  2. Вес прицепа превышает 0,75 т, но он меньше, чем вес машины без нагрузки. При этом должно соблюдаться условие: общий вес состава (автомобиля и прицепа) не больше 3,5 т.

Когда вес больше 0,75 т и превышает массу машины без нагрузки, потребуется присвоение категории ВЕ. Эта категория необходима и в том случае, если разрешенный предельный вес прицепа больше 0,75, а общая масса состава – превышает 3,5 т.

Какие должны быть у водителя документы

Прицеп, как полноценное механическое ТС, необходимо зарегистрировать в ГИБДД.

Пакет документов для регистрации стандартный:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ПТС на прицеп;
  • квитанция об уплате госпошлины.

О факте регистрации в ПТС будет проставлена соответствующая отметка и выданы регистрационные номера. Нелишним будет затем проверить совпадение в регистрационных документах: год выпуска ТС, идентификацию цвета бортов и номерной знак.

Технический осмотр прицепы для легковых авто не проходят. Но это не снимает ответственности с владельца: заботиться о текущем состоянии ТС необходимо.

Оформление ОСАГО для отдельно для прицепа к легковому автомобилю не требуется, если его масса до 0,75 т, а общий вес не превышает 3,5 т. Это правило не распространяется на грузовые прицепы, а также, если ТС принадлежит юридическому лицу.

Страхование частных автомобилей производится за счет единого полиса: на автомобиль и прицепное устройство. Если планируется эксплуатация прицепа, в полисе делается соответствующая отметка.

Если обобщить информацию, чтобы управлять легковым автомобилем с прицепом на законном основании, достаточно иметь при себе:

  1. Водительское удостоверение с соответствующей категорией: В или ВЕ.
  2. Свидетельства о регистрации двух ТС: автомобиля и прицепного устройства.
  3. Полис ОСАГО на автомобиль. Отметка об использовании прицепа допускается, но не является жестким требованием для частных автовладельцев.

Скорость езды

Использование ТС в черте городов не имеет специальных ограничений скорости: предел составляет 60 км/ч. На загородных дорогах прицепное устройство добавляет к глобальным ограничениям 20 км/ч.

Лимит скорости выглядит следующим образом:

Автомобильная магистраль Без прицепа 110
С прицепом 90
Дороги вне населенного пункта Без прицепа 90
С прицепом 70

Допустимая нагрузка на оси

Правильное размещение груза в прицепном устройстве служит гарантом безопасности на дороге.

При буксировке нагрузки не должны превышать предельные значения, указанные в руководстве по эксплуатации. Речь идет о нагрузке на заднюю ось максимально загруженного автомобиля и нагрузке на тягово-сцепное устройство (фаркоп) от буксируемого прицепа.

Обычно грузоподъемность прицепов больше, чем заявлено в паспортной документации. Загружая прицеп, все же стоит ориентироваться на нормативные показатели.

Превышение массы загруженного прицепа изнашивает оборудование, может вызвать неисправность во время эксплуатации.

Предельные значения, установлены изготовителем для использования прицепного устройства на дорогах, расположенных на высоте до 1000 м над у.м., с уклоном, не превышающим 12%.

Нужно помнить, что мощность двигателя – величина непостоянная. Она уменьшается в сильную жару, на большой высоте над уровнем моря. Считается, что грузоподъемность ТС уменьшается на 10%/1000 м высоты над у.м.

При движении прицепа в составе с автомобилем с передним приводом на уклоне больше 15% отмечаются затруднения. Снижается нагрузка на передние колеса, и начинается пробуксовка.

Если в машине установлена ABS, предельную грузоподъемность лучше уменьшить на 50 кг.

Про выступ негабаритного груза сзади говорится в статье: негабаритный груз в ПДД.

Какой штраф в ПДД за несоблюдение правил по сплошной линии разметки, читайте здесь.

Буксировка прицепа легковым автомобилем по ПДД

Чтобы обеспечить безопасное движение автопоезда и качественную перевозку грузов, нужно знать, как с ними обращаться. Масса не должна превышать какое значение

Для того, чтобы загрузка прицепа была правильной, а масса – в пределах нормы, нужно научиться определять его фактический полный вес, а также вес автомобиля.

Массу автомобиля и прицепа можно увидеть в технической документации на ТС, свой вес водитель и пассажиры, скорее всего, знают. Груз можно взвесить по частям.

Полная масса автомобиля состоит из совокупности следующих параметров:

  • вес снаряженного ТС;
  • вес водителя и всех пассажиров;
  • масса груза;
  • вес сцепного устройства автомобиля (8-20 кг);
  • вес сцепного устройства прицепа (30-100 кг).

Полную массу прицепа составляют:

  • вес снаряженного прицепа;
  • масса груза.

В паспорте ТС масса прицепа указана без учета массы дополнительно установленного оборудования. Поэтому, при расчете полной фактической массы прицепа, нужно прибавить этот дополнительный вес.

Важно следить, чтобы полная масса прицепного устройства не превысила максимальные пределы.

Предельно допустимая нагрузка на фаркоп указана в технической документации по эксплуатации. Обычно это параметры в пределах 35-95 кг.

Подобное усилие создается, если:

  • прицеп загружен в пределах нормальных значений;
  • центр тяжести прицепа устроен по принципу: несколько сантиметров впереди оси или непосредственно над осью.

Параметры нагрузки на фаркоп можно узнать, используя напольные весы. Ее определяют при полной загрузке, при условии расположения сцепного устройства на рабочей высоте от дорожного полотна. При этом центр сферы сцепного шара автомобиля находится на 35-45 см от дороги.

Распределение груза

Загружают прицеп максимально равномерно, не допуская превышения с одной из сторон. Одиночные грузы нужно разместить и закрепить над осью (или спаренными осями).

Центр тяжести должен быть над осью или чуть впереди оси. Если центр излишне смещен вперед, нагрузка на фаркоп и детали кузова увеличивается, наступает преждевременный износ. Такое явление, как усталость металла, контролю не подлежит, и может проявиться в любой момент.

Важно расположить центр тяжести максимально низко: при высоком расположении прицеп начинает раскачиваться и может опрокинуться.

При каждой частичной разгрузке (догрузке) прицепа нужно проверять равномерность распределения груза:

  1. Если груз окажется смещенным вперед – возрастает нагрузка на сцепное устройство и задний мост машины.
  2. В случае перемещения груза к задней стенке, происходит снижение сцепления задних колес. При этом появляется вертикальное колебание прицепа, возможна поломка его крепления.

В результате этих факторов управляемость прицепа падает; вырастает вероятность опрокидывания при движении по неровному полотну.

Прицеп при погрузке или разгрузке нужно надежно зафиксировать в неподвижном состоянии, способом, указанным в инструкции по использованию.

Например, поставить его на стояночный тормоз или на опорную ногу, использовать противооткатное устройство (каблук). Это позволит избежать опрокидывания.

Закрепление

Центр тяжести прицепа не должен смещаться во время движения автомобиля: это чревато раскачиванием прицепа. Чтобы груз не перемещался в продольном и поперечном направлении, его нужно качественно закрепить.

Для надежного крепления груза предназначены специальные стяжные ремни (стропы). Они не растягиваются даже при значительных нагрузках, полностью предотвращают перемещение груза по прицепу.

Оснащены специальным механизмом, значительно упрощающим процедуру стропления. Крепеж при помощи стяжных ремней не займет много времени.

Использовать веревки для фиксации багажа не рекомендуется.

Несколько практических советов для обеспечения безопасности, предотвращения преждевременного износа и сохранности груза:

  1. Не допускайте перегруза.
  2. Более тяжелые предметы багажа следует располагать ближе к центру оси.
  3. Грузы с высоким центром тяжести (шкафы и холодильники) нужно фиксировать с особой тщательностью.
  4. Проверяйте крепление и распределение груза при каждом удобном случае, и особенно, при догрузках или разгрузках.
  5. Негабаритные грузы, выступающие за края ТС, необходимо обозначить соответствующими опознавательными знаками, на крайний случай, лоскутом красной ткани. Если движение происходит ночью, или затруднена видимость, нужны габаритные огни или катафоты (спереди белые, сзади – красные).
  6. Груз не должен препятствовать обзору и загрязнять дорогу.

Страховочные тросы

Страховочные цепи, или тросы, предназначены для безопасности тандема автомобиля и прицепа. Предназначены для того, чтобы не дать им полностью разъединиться при поломке сцепного устройства (расцеплении узла сцепки).

Фиксируют страховочные тросы в специальных петлях фаркопа. Эксплуатировать прицеп без троса нельзя.

Предназначение троса – не позволить прицепу, в случае неисправности, расцепиться и начать движение по дороге в самостоятельном режиме.

Важно уметь правильно закреплять трос. Его крепят к неподвижным стационарным узлам фаркопа или к кузову машины. Категорически не допускается накладывать трос на шар сцепного устройства.

Страховочные цепи должны быть оптимальной длины. Если будут слишком длинными – при разъединении прицеп упрется дышлом в дорожное покрытие.

Особенности соблюдения ПДД при вождении легкового авто с прицепом Буксировка даже пустого прицепа влияет на поведение автомобиля, не говоря о загруженном.

Управление автопоездом требует определенных навыков:

  1. Начинать движение нужно плавно, не допуская рывков: скорости они не добавят, а только приведут к пробуксовке. Как следствие – страдает трансмиссия и сцепное устройство, изнашиваются покрышки и зря расходуется топливо.
  2. Нельзя допускать резкий разгон и торможение: прицеп ухудшает маневренность машины и увеличивает тормозной путь. Важно правильно оценить запас расстояния и соблюдать дистанцию.
  3. Обгонов при движении «с хвостом» лучше избегать: требуется особый навык.
  4. Важно учитывать особенность прицепа «накатываться» на тягач (эффект складывания). При вхождении в поворот можно спровоцировать занос, поэтому тормозить нужно плавно. При заносе движение выравнивают, постепенно увеличивая скорость. Тормозить при заносе нельзя.
  5. Нужно учитывать сильные порывы ветра: они могут раскачать прицеп и ухудшить управляемость.
  6. Высокая скорость также провоцирует раскачивание ТС.
  7. Во время крутых поворотов важно учитывать, что радиус траектории движения прицепа меньше, чем у автомобиля.

Эксплуатация

Все узлы и детали прицепного устройства должны быть под контролем:

  1. Чтобы избежать излишнего трения фаркопа с сцепным устройством, систему сцепления необходимо периодически смазывать.
  2. Важно контролировать натяжение элементов тормозной системы.
  3. Проверять давление в шинах. Правильная эксплуатация прицепа значительно продлит срок его службы.

Штрафы

Ответственность за нарушения при эксплуатации прицепа предусмотрена КоАП РФ:

Нарушение Статья КоАП Сумма штрафа
Нарушение правил буксировки 12.21 500
Управление ТС с неисправностями 12.5 500
Управление незарегистрированным ТС 12.1 500-800 Повторно: 5000 или лишение прав на 1-3 мес.
Управление ТС, не имея соответствующей категории 12.7 5000-15000, задержание ТС и отстранение водителя

Управление прицепом без категории ВЕ, в случае, если это необходимо, приравнивается к вождению без прав.

Опыт и навыки приходят только с практикой. Со временем появится умение «чувствовать» не только автомобиль, но и всю связку. Маневры лучше отработать заранее, в пустынном месте. Важно не навредить: ни себе, ни другим.

Про ПДД для мопедов и скутеров рассказывается в статье: мопед в ПДД.

Про габаритные огни в ПДД смотрите на странице.

Правила въезда во двор по ПДД узнайте из этой информации.

Видео: Разбор движения с прицепом

Читайте также: 
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования