Грузоперевозки и пассажироперевозки за пределами Российской Федерации требуют от владельцев транспортных средств (компаний, индивидуальных предпринимателей или физических лиц) оформления специального разрешения.
Оно называется картой международных перевозок или МАП и позволяет перевозчику расширить сферу своей деятельности сразу на несколько стран.
При отсутствии разрешения пользоваться коммерческими видами транспорта (автобусами, вмещающими больше 8 человек, и грузовыми авто) отечественному собственнику можно только в пределах России.
Что это за документ и кому он положен
Карта международных перевозок представляет собой лицензию на международные перевозки грузов автотранспортом. Получив ее, можно не только заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками, но и пользоваться тахографами типа ЕСТР, позволяющими пользоваться некоторыми видами авто только в РФ.
Благодаря МАП, можно обойтись без установки аналогичного прибора с СКЗИ, хотя придётся соблюдать и определённые правила. На образце можно заметить, что выглядит карта похожей на водительское удостоверение и другие пластиковые свидетельства:
Необходимость в наличии карты регламентирована Постановлением российского Правительства № 730 от 16.10.2001, допускающим отечественных перевозчиков к зарубежным перевозкам, и Приказом того же исполнительного органа № 186 (18.07.2011), утверждающим регламент «Ространснадзора».
Получить такую карту могут ИП, юридические и физические лица при следующих условиях:
- Осуществление некоммерческих и коммерческих пассажирских и грузовых перевозок по территории не только своего, но и других государств. В том числе, российские транспортные компании, деятельность которых распространяется на другие страны, и иностранные фирмы, работающие в РФ.
- Наличие транспортных средств с исправными тахографами ЕСТР. К ним относят грузовые автомобили с любой грузоподъёмностью, пассажирский транспорт с количеством мест больше 8, микроавтобусы с общей массой больше 3,5 т. Для автобусов особо малого класса и массой до 3,5 тонн не требуется установка тахографов.
- Соответствие транспорта международным стандартам.
- Наличия на балансе компании не меньше 300 тыс. руб. для первого авто и от 170 тыс. руб. на одну машину, начиная со второй.
При изменении количества транспорта в большую сторону от перевозчика требуется получать новые карты, даже если автомобили приобретались в лизинг.
При изменении формы собственности (например, переходе машины от банка к транспортной компании) МАП следует переоформить. За нарушение требований к наличию карточек может быть наложен штраф.
Таблица 1. Штрафы за нарушения правил при выполнении международных перевозок.
Статья КоАП | Нарушение | Штрафуемое лицо | Сумма, руб. |
11.29.1 | Нарушение оформления или отсутствие разрешений при выполнении международных перевозок. | Водитель | 100000–150000 |
11.29.2 | То же, для перевозок с территории третьего государства в РФ или из Российской Федерации в третью страну. | Водитель | 150000–200000 |
Где получить карту международных перевозок
В России существует только одна организация, выдающая карты МАП – Ространснадзор, который также называется Госавтодорнадзором. Главной задачей этой Федеральной службы является надзор в сфере автомобильного транспорта.
Представительства организации можно найти в разных городах и регионах, что позволяет перевозчикам обращаться по месту регистрации:
- при регистрации в Москве, требуется обращение в местный филиал Ространснадзора;
- для Московской области местом обращения является Реутов;
- перевозчикам, зарегистрированным в Оренбургской области или Оренбурге, следует обратиться в областной центр.
Большинство других представительств организации находится в центральных городах регионов, республик и автономных округов. Уточнить расположение филиала можно на сайте Ространснадзора.
Порядок и срок оформления
Для получения допуска на международные перевозки грузов автомобильным транспортом перевозчику, у которого ещё нет карт МАП, требуется выполнить такие действия:
- Собрать пакет необходимых документов о самой компании, её водителях и транспортных средствах.
- Назначить и отправить на обучение специалиста, ответственного за соблюдение правил международных перевозок:
- первый курс АСМАП включает 114 академических часов;
- полученный сертификат действует 5 лет, после чего специалист проходит обучение снова;
- аналогичный документ должен быть и у водителя транспортного средства, однако при оформлении карты он не требуется.
- Тщательно проверить пакет документов и отправить их в Госавтодорнадзор.
Таблица 2. Время, потраченное на оформление карты.
Этап получения карты МАП | Затраты времени |
Регистрация заявки | до 20 мин |
Изготовление разрешения при отсутствии проблем с документами | 10–14 дней |
Получение карты при наличии ошибок в документации | до 3 месяцев |
Ожидание получения разрешения (в среднем) | 1 месяц |
Срок действия
Период, в течение которого свидетельство о допущении транспортного средства к международной перевозке считается действительным, зависит от двух факторов:
- от общего стажа таких работ;
- от времени осуществления последних грузо- или пассажироперевозок.
Таблица 3. Срок действия карты МАП.
Срок действия разрешения, лет | Стаж выполнения международных перевозок, лет | Срок, в течение которого учитывается стаж, лет |
1 | <1 | не имеет значения |
2–5 | >1 | 4 |
Минимальный опыт перевозчика в этой области – от 1 года. В заявке можно указать и другие сроки (не больше пятилетнего) – 2, 3 или 4 года – но рекомендуется получать лицензию на максимально возможное время.
Пакет документов
Для получения карточки от перевозчиков требуется наличие копий таких документов (допускается только формат PDF, ни фото, ни другие варианты не подходят):
- заявления о выдаче карты МАП с указанием реквизитов компании, номера банковского счёта, типа и сроков перевозок;
- лицензии на осуществление пассажироперевозок (только для автомобилей, оборудованных местами для 9 и более человек, включая водителя);
- документации, подтверждающей количество и тип для всего принадлежащего перевозчику транспорта;
- сертификата АСМАП для прошедшего обучение специалиста;
- балансового отчёта за последний отчётный период (для уже работающих, но не для только что созданных организаций);
- лицензии на проведение экспортных или импортных операций, которые подлежат лицензированию;
- документа, подтверждающего опыт перевозок автомобильным транспортом;
- двусторонних копий паспорта машины и свидетельства её регистрации;
- страхового полиса, действующего не меньше 3 мес. с момента подачи заявки;
- сертификата, подтверждающего калибровку тахографа и необходимость в следующей проверке не раньше, чем через 3 мес.
От юрлиц также требуется предъявить заверенные нотариально копии учредительных документов и подтверждения о записи в ЕГРЮЛ. Физические лица и ИП показывают паспорт и справку, подтверждающую постановку на учёт налогового органа.
Для положительного решения по заявке техника должна находиться в собственности владельца, быть оформленной в лизинг или по договору субаренды.
Про пассажирские перевозки по России расскажет статья: Пассажирские перевозки по России.
Как доставить груз из Европы маленькой машиной читайте здесь.
Цена услуги
Самостоятельное обращение в «Ространснадзор» позволяет получить карточку МАП бесплатно. Однако в такой ситуации часто возникают проблемы, включая задержку выдачи лицензии и даже отказ.
Избежать неприятностей помогает обращение в компании, занимающиеся оформлением разрешений на международные перевозки.
Средняя цена в СПб такой услуги начинается с 45–50 тыс. руб. для 3–5 автомобилей.
За каждое дополнительное транспортное средство придётся заплатить не меньше 3000 рублей, хотя точная сумма зависит от региона.
Таблица 4. Средняя стоимость оформления карты МАП.
Название документа | Сроки, дней | Стоимость на год, тыс. руб. | Стоимость продления до 5 лет, тыс. руб. |
Лицензия МАП | 10–30 | 25 | 25 |
Услуги специалиста | 10–30 | 20–25 | 20–25 |
Карта для 1 авто | до 10 | 3 | 3 |
Оформление с посторонней помощью увеличит расходы на получение карты, но сэкономит время. Тем более, что причины отказа в выдаче лицензии не всегда озвучиваются, и инспектор может просто сообщить о несоответствии пакета документов.
Результатом становятся простои в работе перевозчика и серьёзные финансовые потери – особенно, если компания рассчитывала начать перевозки уже через месяц после открытия. Выгоднее доверить подготовку документации профессиональным юристам из организаций, предлагающих свои услуги в этой области.
Основания для выдачи дубликата
Потеря или безвозвратная порча лицензии приводит к необходимости получения дубликата разрешения, что позволяет обойтись без оформления новой карты.
Он выдаётся филиалом Ространснадзора в районе регистрации перевозчика и требует от компании подачи заявления. Сроки выдачи дубликата – в течение 10 рабочих дней с момента регистрации.
Особенности дубликата:
- Документ оформляется на бланке и вручается или отправляется представителю перевозчика. Заверенную местным филиалом Ространснадзора копию дубликата хранят в учётном деле компании.
- Перед выдачей дубликата издаётся приказ, а решение выдающей документ организации сообщается перевозчику в документальном виде в течение 3 рабочих дней.
- Бланк полностью испорченной или потерянной карты МАП признаётся недействительным.
- Информация о получении перевозчиком ещё одного сертификата с тем же номером вносится в течение 3 дней в реестр допусков.
За дубликат лицензии на право заниматься международными перевозками не требуется оплата Ространснадзору. Однако из-за постоянно возникающих проблем с документацией стоит предусмотреть вероятность отказа и обратиться к специалистам.
Сделать это проще, чем ещё раз оформлять карточку – такой вариант развития событий возможен после отказа выдать её дубликат.
Основания для отказа в выдаче
Перевозчикам отказывают в получении разрешений в следующих ситуациях:
- Обнаружение в представленной документации искажённых или неверных сведений.
- Несоответствие компании или находящих в её собственности автомобилей требованиям для допуска к международным перевозкам.
- Наличие у организации аннулированной меньше года назад карты, независимо от причин отзыва лицензии.
Решение отказать в получении карточки в письменном виде отправляется российскому перевозчику не позже, чем через 3 дня с момента его принятия.
Причины отказа обычно указываются в документе. Здесь же можно найти такие сведения:
- дату принятия;
- реквизиты Госавтодорнадзора;
- паспортные данные физлица или ИП;
- подписи индивидуального предпринимателя и представителя перевозчика;
- дата отправки с номером квитанции;
- данные и подпись ответственного за выдачу лицензии лица.
Самостоятельно оформляя все документы, перевозчик экономит на расходах. При использовании услуг сторонних специалистов, отказавшись от личных посещений и подготовки документов, можно избежать потери времени и простоев.
Итогом становится дополнительная экономия, часто превышающая выгоду от самостоятельного получения карты.
Перевозка грузов Россия Украина, об этом в статье: Перевозки Россия Украина.
Какова стоимость международных перевозок грузов читайте здесь.
Информация про страхование международных перевозок в этой публикации.
Наличие международного разрешения позволяет отечественному перевозчику заниматься своей деятельностью на территории РФ и ряда других государств. Однако перед началом работы требуется получить соответствующее разрешение на период от 1 до 5 лет.
Для ускорения получения разрешения и снижения риска отказа обычно обращаются в юридические компании и уже через 2–4 недели начинают заниматься перевозками.
Видео: Оформление карты международного перевозчика.