Среди многих миллионов тонн отходов, производимых человеком, автомобильные шины занимают заметное место. Почти ежегодно автомобиль «сбрасывает с себя» комплект резины.
А ведь есть еще трактора, сельскохозяйственная техника. И не всегда изношенная покрышка становится украшением приусадебного участка, а чаще – выступает источником загрязнений окружающей среды.
Регулирующие законы
Горы отработанных покрышек предполагают вывод об отсутствии нормативной базы для нормальной утилизации и переработке вторичного сырья.
Однако соответствующие документы давно приняты и работают:
- Федеральный закон об охране окружающей среды: № 7 от 10.01.2002 г. с изменениями (статья 52).
- Государственный стандарт (ГОСТ) Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасности утилизации отработавших шин».
Не стоит забывать и про предусмотренную ответственность в административных и уголовных кодексах. Но пока полноценная государственная программа по поддержке переработчиков или по принятию других мер в этой сфере только обсуждается.
Использование резиновой крошки
При ежегодном образовании запасов изношенных шин в 25 млн. тонн, примерно, миллион тонн резины приходится на долю России. Из них по статистике утилизируется около 10% автомобильных покрышек.
В то же время такие страны, как Япония, Германия стремятся к полной переработке такого вторичного сырья.
По статистике наибольшую долю представляет резина, сжигаемая в специальных печах.
Американские компании ежегодно используют в этих целях около 115 млн. тонн сырья. Это объясняется высокой теплотой сгорания. Так, одна средняя легковая шина экономит до 26,5 л нефти в случае ее сжигания вместо использования жидкого органического топлива в печах.
Все возможные способы переработки таких отходов, кроме сжигания, основаны на двух процессах:
- электромеханическое измельчение;
- химическое преобразование.
Каждый из процессов способен протекать по нескольким алгоритмам с учетом применяемого оборудования и конечной цели применения продукта. Практика показывает примерно равенство двух направлений.
По 20-25 % отработанных шин подвергают измельчению или химической переработке, например – пиролизу. Остальной объем сжигают. Наиболее простым способом утилизации шины является измельчение в резиновую крошку.
Дальнейшее использование материала возможно по нескольким направлениям:
- Добавление в массу при укладке дорожного полотна. Крошка позволяет увеличить коэффициент морозоустойчивости, повышая износостойкость дороги.
- Получение бесшовных покрытий. Сфера применения – от спортивных площадок, до дорожного строительства – трамвайные пути, настилы железнодорожных переездов.
- Изготовление штучных материалов. Такие изделия как брусчатка и плитка не только имеют повышенную износостойкость, но могут получить и любое цветовое оформление.
- Производство наносимых материалов. При измельчении крошки до размеров в 1 мм массу вводят в битумную мастику.
Развитие технологий позволяет расширить сферу применения продукта. К примеру, известны случаи добавления резиновой крошки для повышения шумоизоляционной способности материала.
Можно ли сдать за деньги
Возможность реставрации подержанных шин существует давно. А вот утилизировать отработанные покрышки, да еще и с некоторой выгодой для себя, стало возможно совсем недавно.
Не стоит рассматривать такую сдачу как способ заработать, но оправдать вывоз вторсырья из гаража вполне получится. В масштабах шиномонтажа или гаража автобазы выгода еще более ощутима.
В среднем цена за кг подержанной резины находится на уровне одного рубля за килограмм массы. Но ценник зависит от нескольких составляющих:
- сдаваемого комплекта – одиночный экземпляр оценивается дешевле;
- степени износа – оптимальным для переработчиков является 50% выработка протектора;
- размерность – покрышки большого размера оцениваются дороже;
- состав (бренд) – качественный материал в основе больше подходит для переработчиков.
Приемные пункты на сегодня находятся преимущественно в крупных мегаполисах. Обнаружить их не сложно рядом с местом, где расположены пункты утилизации автомобилей. В таблице ниже приведены некоторые организации, специализирующиеся на приеме автомобильных покрышек.
Таблица 1. Условия приема и расценки на шины для переработки в г. Москва.
Организация | Место расположения | Прием шин | Контакты |
ООО «Старое колесо» | ул. Василия Петушкова, 3-3 стр.1 | износ до 50% | +7 (495) 7223501 |
ООО «АвтоЛюкс» | проезд Ольминского, 6 стр. 1 | остаток протектора от 5 мм | +7(929)5490390 |
«КолесоКолесо» | проспект Ленинский, 123 б | старые покрышки | +7 (964) 5563355 |
ООО «АМ ШИНА» | роезд Огородный, 1 А стр. 12 | износ до 50% | +7 (901) 5190884 |
«КупимШины» | бор в 12 районах Москвы, Подмосковье | старые покрышки | +7 (495) 7781575 |
«Выкуп шин» | шоссе Симферопольское, 3 | старые покрышки | +7 (968) 7958445 |
«Скупка колес» | проезд Задонский, 32-2 | любые старые шины | +7 (926) 5472888 |
Таблица 2. Условия приема и расценки на шины для переработки в других городах России.
Организация | Место расположения | Прием шин | Контакты |
«Шины-НН» | Нижний Новгород, ул. Кузнечиха, 1 | старые покрышки | +7 (831) 4240506 |
«ГлавШина» | Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 3 Д | покрышки с небольшим износом | +7 (964) 3425672 |
ООО «Грузовое Колесо» | Екатеринбург, ул. Белинского, 111 | покрышки от грузовой техники | +7 (922) 2059999 |
«Сибирский центр резиносмешения» | Омск, ул. Маршала Жукова, 25 | любые старые шины | +7 (381) 2291555 |
«ЭкоСтеп Ставрополь» | Ставрополь, ул. Индустриальная, 31 | любые старые шины | +7 (9624) 980983 |
Как видно, бизнес по утилизации отработавших шин еще нельзя назвать распространенным. Кроме того, он не сводится только к приемке от владельцев автомобилей покрышек.
Комплексная утилизация предусматривает определенные инвестиции в перерабатывающее оборудование, получение разрешительных документов.
Можно ли восстановить регистрацию утилизированного автомобиля расскажет статья: Можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль.
Какие документы нужны для утилизации автомобиля в ГИБДД читайте здесь.
Лицензия на утилизацию шин
Поскольку переработка старых шин, как и утилизация автомобилей, относится к работе с опасными отходами (класс 4), то для начала работ потребуется лицензия.
Документ выдается после подтверждения безопасности производства в отношении:
- соблюдения правил при сборе и транспортировки покрышек;
- правильности хранения сырья и побочных отходов, пожарной безопасности;
- правильности выбранного места основного цеха.
За получением документа следует обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Ориентировочная стоимость документа – 7,5 тыс. руб. При этом лицензия не имеет ограничений по времени действия.
Условия для открытия производства
Помимо основного разрешительного документа потребуется еще допуск на работу от инспекций:
- подразделения пожарного надзора МЧС;
- регионального представительства гигиены и эпидемиологии.
Для получения разрешения потребуется выполнить ряд условий:
- Расположение основного цеха. При выборе подходящего помещения следует учесть удаленность производства от жилой застройки. Минимально допустимое расстояние – 400 метров.
- Размеры цеха. Этот параметр важен не только для размещения оборудования, но и с позиции санитарных норм и правил. Под производство в этой сфере бизнеса подойдет цех размером в минимальном диапазоне 300-500 м2.
- Наличие и исправность коммуникаций. Обязательным условием является подведение и исправность систем – электроснабжения, канализации, водопровода и отопления.
Чтобы облегчить себе выполнение всех условий следует обратиться для аренды помещения к собственнику промышленного предприятия. Это избавит от затратных процедур по приведению цеха в соответствие.
Необходимые документы
Прежде чем приглашать надзорные органы следует зарегистрировать юридическое лицо. Для актуального вида деятельности подойдет ИП или ООО.
Для регистрации фирмы владельцу предстоят затраты:
- 800 рублей для индивидуального предпринимателя;
- 4000 рублей для общества с ограниченной ответственностью.
С началом деятельности понадобится и регистрация в налоговой инспекции по месту расположения предприятия. Помимо разрешений от надзорных органов также следует определить свои отношения с основными поставщиками энергии и других услуг (вывоз мусора).
Порядок оформления
Несмотря на кажущуюся простоту требований, трудно сориентироваться в порядке выполнения действий по регистрации бизнеса по переработке шин.
Алгоритм действий следующий:
- Разработка бизнес-плана. Этот этап позволит определиться с предстоящими затратами и определить будущую рентабельность производства.
- Подбор помещения и площадки для хранения с учетом санитарной зоны.
- Закупка оборудования и его монтаж.
- Получение разрешений на деятельность от надзорных органов.
- Обращение в надзорный орган для получения лицензии.
- Регистрация предприятия.
Правильное планирование действий позволит сократить подготовительный этап. Одновременно следует проработать и вопросы поставок исходного материала для бизнеса.
Сроки оформления и действия разрешения
Наибольшее время в подготовительной фазе занимает ожидание выдачи лицензии – 45 суток.
При регистрации юридического лица также потребуется время на отдельные процедуры:
- определение формы собственности – несколько дней;
- определение юридического адреса компании – 1-2 дня;
- подбор кодов ОКВЭД – 0,5 дня;
- проведение учредительного собрания и подготовка документов – 2 дня;
- подготовка документов на регистрацию – 1-2 дня;
- регистрация в Федеральной налоговой службе – 3 дня;
- получение всех документов – 1 день.
Если суммировать все временные затраты, то с момента начала организации бизнеса до подписания первого договора утилизации шин пройдет около 2 месяцев. Следует учитывать и время на подготовку производственной площадки к запуску.
Стоимость открытия бизнеса
На этапе разработки бизнес-плана уже должны быть учтены все предстоящие расходы, а также проработана сырьевая зона.
Все предстоящие затраты условно подразделяются на три группы:
- оборудование;
- персонал;
- прочие расходы.
С некоторой долей вероятной неточности расходы приведены в таблице.
Таблица 3. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на оборудование.
Статья затрат | Сумма, руб. |
комплект оборудования | 11 750 000 |
доставка | 100 000 |
монтаж | 100 000 |
прочие (весы, тара и другое) | 80 000 |
транспорт | до 1 000 000 |
Итого: | 13 030 000 |
Таблица 4. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на персонал.
Статья затрат | Человек |
персонал линии | 2 (+2 смены) |
менеджер | 1 |
кладовщик | 1 |
водитель | 1 |
бухгалтер | 1 |
Без руководителя – фонд зарплаты, руб. | 6 (8) ~350 000 |
Таблица 5. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на прочие затраты.
Статья затрат | Сумма, руб. |
аренда | до 100 000 |
коммунальные платежи | до 50 000 |
сырье | до 50 000 |
ремонт и прочее | до 100 000 |
топливо | до 30 000 |
Итого: | 330 000 |
Исходя из предстоящих затрат определяется цена за тонну приобретаемого сырья. Кроме того, с учетом вида выпускаемой продукции формируется и стоимость экорезины, будь то плитка для тротуаров или коврики для крупного рогатого скота.
Возможно в производстве ограничатся только производством резиновой крошки. Как показывает практика, высокую рентабельность демонстрирует перерабатывающее предприятие при полной загрузке производственного оборудования. Работа в одну смену позволит только окупать ежемесячные затраты и выплачивать зарплату персоналу.
Как получить справку об утилизации автомобиля, об этом в статье: Справка об утилизации автомобиля.
Сколько стоит сдать машину на утилизацию читайте здесь.
Информация про утилизацию автомобилей государственных учреждений в этой публикации.
Если при этом для закупки машин привлекался банковский кредит, то окупаемость бизнеса будет под вопросом. Реализация крошки после переработки из расчета 2 тонн в течение месяца каждый день позволит выручать около 1 млн. рублей регулярно.
Таким образом, производство по переработке изношенной резины позволит не только оказать услугу экологии вашего региона. Вполне успешным станет и бизнес. Его эффективность зависит от объемов заготавливаемого сырья. А если наладить производство и готовых изделий из продуктов переработки, то предприятие будет стабильно прибыльным.
Видео: Галилео. Утилизация шин.