Утилизация автомобильных покрышек

Среди многих миллионов тонн отходов, производимых человеком, автомобильные шины занимают заметное место. Почти ежегодно автомобиль «сбрасывает с себя» комплект резины.

А ведь есть еще трактора, сельскохозяйственная техника. И не всегда изношенная покрышка становится украшением приусадебного участка, а чаще – выступает источником загрязнений окружающей среды.

Регулирующие законы

Горы отработанных покрышек предполагают вывод об отсутствии нормативной базы для нормальной утилизации и переработке вторичного сырья.

Однако соответствующие документы давно приняты и работают:

  1. Федеральный закон об охране окружающей среды: № 7 от 10.01.2002 г. с изменениями (статья 52).
  2. Государственный стандарт (ГОСТ) Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасности утилизации отработавших шин».

Не стоит забывать и про предусмотренную ответственность в административных и уголовных кодексах. Но пока полноценная государственная программа по поддержке переработчиков или по принятию других мер в этой сфере только обсуждается.

Использование резиновой крошки

При ежегодном образовании запасов изношенных шин в 25 млн. тонн, примерно, миллион тонн резины приходится на долю России. Из них по статистике утилизируется около 10% автомобильных покрышек.

В то же время такие страны, как Япония, Германия стремятся к полной переработке такого вторичного сырья.

По статистике наибольшую долю представляет резина, сжигаемая в специальных печах.

Американские компании ежегодно используют в этих целях около 115 млн. тонн сырья. Это объясняется высокой теплотой сгорания. Так, одна средняя легковая шина экономит до 26,5 л нефти в случае ее сжигания вместо использования жидкого органического топлива в печах.

Все возможные способы переработки таких отходов, кроме сжигания, основаны на двух процессах:

  • электромеханическое измельчение;
  • химическое преобразование.

Каждый из процессов способен протекать по нескольким алгоритмам с учетом применяемого оборудования и конечной цели применения продукта. Практика показывает примерно равенство двух направлений.

По 20-25 % отработанных шин подвергают измельчению или химической переработке, например – пиролизу. Остальной объем сжигают. Наиболее простым способом утилизации шины является измельчение в резиновую крошку.

Дальнейшее использование материала возможно по нескольким направлениям:

  1. Добавление в массу при укладке дорожного полотна. Крошка позволяет увеличить коэффициент морозоустойчивости, повышая износостойкость дороги.
  2. Получение бесшовных покрытий. Сфера применения – от спортивных площадок, до дорожного строительства – трамвайные пути, настилы железнодорожных переездов.
  3. Изготовление штучных материалов. Такие изделия как брусчатка и плитка не только имеют повышенную износостойкость, но могут получить и любое цветовое оформление.
  4. Производство наносимых материалов. При измельчении крошки до размеров в 1 мм массу вводят в битумную мастику.

Развитие технологий позволяет расширить сферу применения продукта. К примеру, известны случаи добавления резиновой крошки для повышения шумоизоляционной способности материала.

Можно ли сдать за деньги

Возможность реставрации подержанных шин существует давно. А вот утилизировать отработанные покрышки, да еще и с некоторой выгодой для себя, стало возможно совсем недавно.

Читайте также:  Оформление автокредита в Центр Инвест банке

Не стоит рассматривать такую сдачу как способ заработать, но оправдать вывоз вторсырья из гаража вполне получится. В масштабах шиномонтажа или гаража автобазы выгода еще более ощутима.

В среднем цена за кг подержанной резины находится на уровне одного рубля за килограмм массы. Но ценник зависит от нескольких составляющих:

  • сдаваемого комплекта – одиночный экземпляр оценивается дешевле;
  • степени износа – оптимальным для переработчиков является 50% выработка протектора;
  • размерность – покрышки большого размера оцениваются дороже;
  • состав (бренд) – качественный материал в основе больше подходит для переработчиков.

Приемные пункты на сегодня находятся преимущественно в крупных мегаполисах. Обнаружить их не сложно рядом с местом, где расположены пункты утилизации автомобилей. В таблице ниже приведены некоторые организации, специализирующиеся на приеме автомобильных покрышек.

Таблица 1. Условия приема и расценки на шины для переработки в г. Москва.

Организация Место расположения Прием шин Контакты
ООО «Старое колесо» ул. Василия Петушкова, 3-3 стр.1 износ до 50% +7 (495) 7223501
ООО «АвтоЛюкс» проезд Ольминского, 6 стр. 1 остаток протектора от 5 мм +7(929)5490390
 «КолесоКолесо»  проспект Ленинский, 123 б  старые покрышки  +7 (964) 5563355
 ООО «АМ ШИНА»  роезд Огородный, 1 А стр. 12  износ до 50%  +7 (901) 5190884
 «КупимШины»  бор в 12 районах Москвы, Подмосковье  старые покрышки  +7 (495) 7781575
 «Выкуп шин»  шоссе Симферопольское, 3  старые покрышки  +7 (968) 7958445
 «Скупка колес»  проезд Задонский, 32-2  любые старые шины  +7 (926) 5472888

Таблица 2. Условия приема и расценки на шины для переработки в других городах России.

Организация Место расположения Прием шин Контакты
«Шины-НН» Нижний Новгород, ул. Кузнечиха, 1 старые покрышки +7 (831) 4240506
«ГлавШина» Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 3 Д покрышки с небольшим износом +7 (964) 3425672
ООО «Грузовое Колесо» Екатеринбург, ул. Белинского, 111 покрышки от грузовой техники +7 (922) 2059999
 «Сибирский центр резиносмешения» Омск, ул. Маршала Жукова, 25 любые старые шины +7 (381) 2291555
 «ЭкоСтеп Ставрополь» Ставрополь, ул. Индустриальная, 31 любые старые шины +7 (9624) 980983

Как видно, бизнес по утилизации отработавших шин еще нельзя назвать распространенным. Кроме того, он не сводится только к приемке от владельцев автомобилей покрышек.

Комплексная утилизация предусматривает определенные инвестиции в перерабатывающее оборудование, получение разрешительных документов.

Можно ли восстановить регистрацию утилизированного автомобиля расскажет статья: Можно ли поставить на учет утилизированный автомобиль.

Какие документы нужны для утилизации автомобиля в ГИБДД читайте здесь.

Лицензия на утилизацию шин

Поскольку переработка старых шин, как и утилизация автомобилей, относится к работе с опасными отходами (класс 4), то для начала работ потребуется лицензия.

Документ выдается после подтверждения безопасности производства в отношении:

  • соблюдения правил при сборе и транспортировки покрышек;
  • правильности хранения сырья и побочных отходов, пожарной безопасности;
  • правильности выбранного места основного цеха.
Читайте также:  Перевозка грузов транспортными средствами по ПДД

За получением документа следует обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Ориентировочная стоимость документа – 7,5 тыс. руб. При этом лицензия не имеет ограничений по времени действия.

Условия для открытия производства

Помимо основного разрешительного документа потребуется еще допуск на работу от инспекций:

  • подразделения пожарного надзора МЧС;
  • регионального представительства гигиены и эпидемиологии.

Для получения разрешения потребуется выполнить ряд условий:

  1. Расположение основного цеха. При выборе подходящего помещения следует учесть удаленность производства от жилой застройки. Минимально допустимое расстояние – 400 метров.
  2. Размеры цеха. Этот параметр важен не только для размещения оборудования, но и с позиции санитарных норм и правил. Под производство в этой сфере бизнеса подойдет цех размером в минимальном диапазоне 300-500 м2.
  3. Наличие и исправность коммуникаций. Обязательным условием является подведение и исправность систем – электроснабжения, канализации, водопровода и отопления.

Чтобы облегчить себе выполнение всех условий следует обратиться для аренды помещения к собственнику промышленного предприятия. Это избавит от затратных процедур по приведению цеха в соответствие.

Необходимые документы

Прежде чем приглашать надзорные органы следует зарегистрировать юридическое лицо. Для актуального вида деятельности подойдет ИП или ООО.

Для регистрации фирмы владельцу предстоят затраты:

  • 800 рублей для индивидуального предпринимателя;
  • 4000 рублей  для общества с ограниченной ответственностью.

С началом деятельности понадобится и регистрация в налоговой инспекции по месту расположения предприятия. Помимо разрешений от надзорных органов также следует определить свои отношения с основными поставщиками энергии и других услуг (вывоз мусора).

Порядок оформления

Несмотря на кажущуюся простоту требований, трудно сориентироваться в порядке выполнения действий по регистрации бизнеса по переработке шин.

Алгоритм действий следующий:

  1. Разработка бизнес-плана. Этот этап позволит определиться с предстоящими затратами и определить будущую рентабельность производства.
  2. Подбор помещения и площадки для хранения с учетом санитарной зоны.
  3. Закупка оборудования и его монтаж.
  4. Получение разрешений на деятельность от надзорных органов.
  5. Обращение в надзорный орган для получения лицензии.
  6. Регистрация предприятия.

Правильное планирование действий позволит сократить подготовительный этап. Одновременно следует проработать и вопросы поставок исходного материала для бизнеса.

Сроки оформления и действия разрешения

Наибольшее время в подготовительной фазе занимает ожидание выдачи лицензии – 45 суток.

При регистрации юридического лица также потребуется время на отдельные процедуры:

  • определение формы собственности – несколько дней;
  • определение юридического адреса компании – 1-2 дня;
  • подбор кодов ОКВЭД – 0,5 дня;
  • проведение учредительного собрания и подготовка документов – 2 дня;
  • подготовка документов на регистрацию – 1-2 дня;
  • регистрация в Федеральной налоговой службе – 3 дня;
  • получение всех документов – 1 день.

Если суммировать все временные затраты, то с момента начала организации бизнеса до подписания первого договора утилизации шин пройдет около 2 месяцев. Следует учитывать и время на подготовку производственной площадки к запуску.

Читайте также:  Наличие веб-камеры на ЖД переезде

Стоимость открытия бизнеса

На этапе разработки бизнес-плана уже должны быть учтены все предстоящие расходы, а также проработана сырьевая зона.

Все предстоящие затраты условно подразделяются на три группы:

  • оборудование;
  • персонал;
  • прочие расходы.

С некоторой долей вероятной неточности расходы приведены в таблице.

Таблица 3. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на оборудование.

 Статья затрат  Сумма, руб.
 комплект оборудования  11 750 000
 доставка  100 000
 монтаж  100 000
 прочие (весы, тара и другое)  80 000
 транспорт  до 1 000 000
 Итого:  13 030 000

Таблица 4. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на персонал.

 Статья затрат  Человек
 персонал линии  2 (+2 смены)
 менеджер  1
 кладовщик  1
 водитель  1
 бухгалтер  1
 Без руководителя – фонд зарплаты, руб. 6 (8) ~350 000

Таблица 5. Расходы на ведение деятельности по утилизации шин на прочие затраты.

 Статья затрат  Сумма, руб.
 аренда  до 100 000
 коммунальные платежи  до 50 000
 сырье  до 50 000
 ремонт и прочее  до 100 000
 топливо  до 30 000
 Итого:  330 000

Исходя из предстоящих затрат определяется цена за тонну приобретаемого сырья. Кроме того, с учетом вида выпускаемой продукции формируется и стоимость экорезины, будь то плитка для тротуаров или коврики для крупного рогатого скота.

Возможно в производстве ограничатся только производством резиновой крошки. Как показывает практика, высокую рентабельность демонстрирует перерабатывающее предприятие при полной загрузке производственного оборудования. Работа в одну смену позволит только окупать ежемесячные затраты и выплачивать зарплату персоналу.

Как получить справку об утилизации автомобиля, об этом в статье: Справка об утилизации автомобиля.

Сколько стоит сдать машину на утилизацию читайте здесь.

Информация про утилизацию автомобилей государственных учреждений в этой публикации.

Если при этом для закупки машин привлекался банковский кредит, то окупаемость бизнеса будет под вопросом. Реализация крошки после переработки из расчета 2 тонн в течение месяца каждый день позволит выручать около 1 млн. рублей регулярно.

Таким образом, производство по переработке изношенной резины позволит не только оказать услугу экологии вашего региона. Вполне успешным станет и бизнес. Его эффективность зависит от объемов заготавливаемого сырья. А если наладить производство и готовых изделий из продуктов переработки, то предприятие будет стабильно прибыльным.

Видео: Галилео. Утилизация шин.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования