Что собой представляет КБМ при оформлении ОСАГО, как рассчитывается, где посмотреть

У водителей, особенно у начинающих, часто возникает вопрос, что такое в полисе ОСАГО КБМ. Те, кто покупал страховку, знают, что её стоимость напрямую зависит от опыта человека в вождении, а также от количества аварий. КБМ – это определённый коэффициент, который зависит от страховых выплат по ДТП за прошедший год. Он представляет собой скидку за безаварийную езду, позволяющую уменьшить стоимость полиса страхования автогражданской ответственности. Поэтому люди стремятся самостоятельно провести расчёт, чтобы заранее узнать сумму.

Основные моменты

Уже говорилось, что такое КБМ, но напомним ещё раз данное понятие. Термин представляет собой показатель, который напрямую связан с количеством аварий или с их отсутствием. Если водитель не стал участником ДТП или же авария произошла не по его вине, то тогда можно будет в следующем году приобрести полис дешевле. Но если человек спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, то в будущем ему придётся отдать больше денег за страховку.

Всем водителям присуждают определённые классы, от которых зависит сумма скидки. Как узнать свой КБМ? Сделать это совсем несложно, потребуется осуществить несколько простых действий.

Важно! Если человек только получил свои водительские права и, следовательно, не имеет стажа вождения, то к нему применят коэффициент 1. Пока что для него нет льготы, однако в будущем она может появиться, если он станет водить без аварий.

Как известно, КБМ ОСАГО – это единственный способ меньше платить за страховку. Поэтому водители стремятся получить данную скидку. Сделать это возможно, если не провоцировать аварии. Чем больше лет человек будет хорошо ездить, тем выше начислят льготу. К слову, если попасть в ДТП, но при этом не являться его виновником, то тогда о потере скидки можно не переживать. Класс КБМ по ОСАГО будет уменьшен только в том случае, если человек сам спровоцировал столкновение транспортных средств.

Рассматривая, что это такое, КБМ, следует упомянуть о существовании минимального и максимального значения.  Есть определённый порог, выше которого или ниже коэффициент не может опускаться. Однако после минимального существует нулевое значение на ОСАГО, а затем и удорожание. Подробнее об этом узнавать можно непосредственно в страховой компании.

О классах

У австостраховщиков есть такое понятие, как классы водителей, и об этом уже упоминалось. Узнать свой КБМ по ОСАГО человек может, воспользовавшись специальной таблицей. Там можно увидеть, какая скидка есть у конкретного водителя. К слову, она показывает ещё и подорожание, поэтому на подобное тоже нужно обратить внимание.

Максимальная скидка по ОСАГО составляет 50%, и на неё человек может рассчитывать, имея 13 класс. Минимальная имеет следующее значение – 5%. Присуждается она 4 классу, у которого КБМ составляет 0,95. Также существуют и промежуточные значения. С каждым рангом скидка увеличивается на 5%.

Существует также и подорожание, которое тоже важно знать, как рассчитать. Оно применяется сначала к начинающим водителям, а также к тем, кто часто попадает в аварию. Если у человека класс со значение М, то тогда полис подорожает на 145%. Если же присвоен ранг 0, то тогда будет 130%. При классе 1 придётся платить больше на 55%, а потом уже на 30%, если удастся получить 2 степень. При 3 ранге нет ни подорожания, ни скидки.

Стоит понимать, что класс будет повышаться с каждым годом, если человеку не будут выплачивать компенсацию. И за 13 лет можно достигнуть максимальной скидки. Однако всё это время водитель не может стать виновником дорожно-транспортного происшествия. Потому что в ином случае можно не только потерять скидку, но и получить подорожание. Например, если человек при 13 классе (который является максимальным) попадёт в аварию 1 раз за год, то тогда его ранг понизят до 7. А при получении 2 выплат в течение 12 месяцев можно спуститься до 3 класса. В том случае, если человек 3 раза попадёт в аварию, то тогда, независимо от текущего статуса, он получит подорожание на 145%. Поэтому по возможности нужно стараться не попадать в ДТП.

Где можно посмотреть

Люди часто интересуются по поводу коэффициентов, которые применяются непосредственно к ним.  КМБ ОСАГО также называют Бонус-Малус, и сейчас рассмотрим, как его узнать. Этот показатель обычно присутствует в полисе, поэтому там его можно найти. Однако нет определённого требования относительно того, в каком месте он должен быть. Каждая компания сама решает, куда вписывать коэффициент. При этом у страховщиков есть свои внутренние акты, которые регулируют данный вопрос.

Как правило, его могут прописывать в двух местах. Первое – это сразу после имени, фамилии и отчества страхователя. Если же водителей, включённых в список, несколько, то для каждого указывается свой коэффициент. Также могут указать его в графе для особых отметок. И именно второй вариант считается наиболее правильным.

В любом случае, чтобы узнать свой показатель, необходимо обязательно заглянуть в полис ОСАГО. Тогда можно будет понять размер положенной скидки.

Как применяется

Существуют определённые правила, которые контролируют применение Бонуса-Малуса. Поэтому, если установленные нормы будут нарушены, можно обратиться с жалобой в РСА, в Центробанк и в другие организации, которые регулируют действия страховщиков. Но для того, чтобы выявить нарушение, необходимо знать законы.

Если страховка оформлялась с ограничениями, то есть в неё вписывались определённые водители, которым разрешается садиться за руль, то необходимо учесть данные моменты:

  1. Коэффициент заполняется отдельно для каждого водителя. Также он подсчитывается в индивидуальном порядке.
  2. Скидки, касающиеся КБМ, будут предоставлены не транспортному средству, а определённому человеку. Именно поэтому при смене автомобиля будет сохранён уже начисленный класс. Более того, даже при заключении договора с другой компанией былые достижения никуда не исчезнут.
  3. Если кто-то из водителей попадёт в дорожно-транспортное происшествие и будет признан его виновником, то тогда полис для него подорожает. Однако случится это только в следующем году. В этом никто не имеет права заставить доплатить из-за изменения скидки.

Что касается выплаты при ДТП, то в расчет берётся сам случай, а не количество потерпевших. То есть, если страховщик компенсирует ущерб 2 людям, то это не будет считаться как две выплаты. Авария ведь одна произошла, и только этот факт играет роль при подсчёте КБМ.

Стоит иметь в виду, что бывают такие случаи, когда был проведён ошибочный расчет или же российский союз автостраховщиков не содержит информации о конкретном водителе. Если подобное произошло, то в первую очередь следует написать в страховую компанию, с которой был заключён договор. Вполне возможно, что она сама сможет урегулировать данный вопрос. Обычно требуется 5 дней на то, чтобы запрос рассмотрели.

Если же страховая компания не дала внятного ответа, то тогда есть смысл обратиться в РСА. Туда нужно написать в заявлении, уточнив свою проблему. Там уже примут решение, как поступить в конкретном случае. Уже в зависимости от ответа нужно будет решать, как действовать. Возможно, придётся восстановить данные или провести перерасчёт коэффициента. В любом случае при возникновении данной проблемы не следует бездействовать. Если человек уверен, что ему положена более крупная скидка, то необходимо отстаивать право на неё.

Читайте также:  Особенности аренды грузовых автомобилей
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования