Трасологическая экспертиза при ДТП проводится после дорожного инцидента, чтобы воссоздать первоначальную ситуацию. Полученные результаты позволяют точно оценить аварию. В переводе ее название означает изучение следов .
Подробнее про экспертизу
В каких случаях потребуется?
Заключение трасолога необходимо во всех случаях, когда нет ясной картины случившегося.
Например:
- автовладелец уехал с места аварии, стремясь спрятаться от правосудия;
- однозначных свидетельств нет;
- нет единства в показаниях, остальные свидетельства ничего не проясняют;
- один из участников настойчиво уверяет в виновности другого;
- в аварии есть пострадавшие или погибшие;
- фирма-страховщик отказалась платить.
Эксперт воссоздает всю цепочку стадий произошедшего.
На основе полученного отчета следователь или судья делает вывод о степени вины каждого из вовлеченных.
Кто назначает?
Назначает исследование судья, следователь или представитель МВД. Также о ее проведении вправе ходатайствовать рядовой гражданин, адвокат или юридическое лицо (например, страховая фирма). Ходатайствовать о проведении можно и при судебном разбирательстве.
По правилам, проводимое исследование должно отвечать требованиям, предусмотренным Гражданским и Уголовно-процессуальным кодексами, нормам Федерального закона № 73-ФЗ, посвященного экспертной деятельности.
Как происходит трасология?
Экспертиза включает несколько этапов:
- Подготовка и сбор документации;
- Ознакомление исследователей с представленными подтверждениями;
- Выезд на место случившегося, съемка, фиксация и замеры следов;
- Внешний осмотр задействованных машин;
- Разбор авто, изучение деталей (если требуется);
- Компьютерное моделирование, воссоздание ситуации.
По завершении эксперт готовит отчет по получившимся результатам.
На какие вопросы отвечает эксперт?
Выделяют три основных группы вопросов, на которые предстоит ответить исследователям:
- К какой группе принадлежало авто? (к какому виду транспорта принадлежало, шинами какой модели оснащено, действительно ли следы на земле соответствуют спорной машине, да и вообще могли ли заявленные участники столкнуться так, как это представлено в заявлении);
- Воссоздание целой картины по частям (кому принадлежат обнаруженные детали?);
- Кто виноват? (установление конкретного авто, задействованного в происшествии, сколько участников там было и чьи шины наследили).
О длительности исследования точно сказать нельзя.
Срок проведения зависит от конкретного случая, серьезности казуса. Иногда она может занять и две недели, и даже больше.
Как пройти?
Для того, чтобы заказать трасологическую экспертизу, обращаются в экспертное бюро с заявлением и пакетом документации.
Необходимые документы
Для трасологического исследования собирают следующие экземпляры:
- схема аварии;
- протокол;
- фото и виде-материалы;
- машины, задействованные в инциденте;
- отчет о проверке технического состояния машины;
- справка об аварии.
Это базовый набор, но в сложных случаях затребуют дополнительные бумаги.
Можно ли оспорить результаты?
Итоги трасологической экспертизы не окончательны и подлежат оспариванию. Правда, чтобы их опровергнуть, придется выдвинуть весомые обоснования своему мнению и лучше всего это сделать с помощью адвоката.
Доказывать неправомочность выводов исследователей предстоит в суде.
Пошаговые действия здесь следующие:
- заказчик знакомится с отчетом, консультируется с независимым экспертом;
- при очевидных просчетах в сделанных выводах составляют досудебную претензию организации, заказавшей исследование, например, страховщику.
- дожидаются результатов;
- при отсутствии консенсуса подают иск в суд общей юрисдикции.
Суд назначает судебное трасологическое исследование.
Иногда он обходится и без нее, достаточно экспертам тщательно изучить представленный страховщиками документ. Очень часто это вообще не трасологическая экспертиза, а просто заключения некоего эксперта (какого именно не указывается), не говоря уже о несоответствии отчета требованиям законодательства, явных и грубых ошибках.
Стоимость
Обычно стоимость трасологического исследования начинается от 5 000 рублей. Это для тех, кто удовлетворится по сути справкой с кратким заключением.
Город | Примерная стоимость, в рублях |
Москва и Санкт-Петербург | 5000 25 000 |
Краснодар | до 18 000 |
Екатеринбург | до 20 000 |
Анализ материалов, предоставленных заказчиком и консультационная работа на месте аварии бесплатны.
Кто оплачивает?
Оплачивает экспертизу тот, кто ее заказывает, кто в ней заинтересован. После того, как виновника установят, с него можно потребовать компенсации понесенных расходов (ст. 1064 ГК).
Плюсы и минусы
Плюсов и минусов у трасологической экспертизы как таковой нет. Есть ответы на вопросы, которые она может дать, есть отсутствие знаний по поводу этих возможностей. Корень разочарования людей лежит в их правовой безграмотности. Поэтому при спорах по поводу дорожных казусов следует учитывать ряд особенностей:
- Заказать экспертизу можно в любом аккредитованном экспертном бюро. Даже если страховщик настойчиво уверяет, что котируются только те компании, у которых подписан договор со страховщиком (Постановление Правительства РФ №525).
- Среди настоятельно рекомендуемых страховщиками бюро независимых нет.
Также лучше проконсультироваться с собственным юристом и показать ему отчет трасологов.
Сейчас работает много разных бюро и пусть даже все они лицензированы, не все вправе называть проводимое исследование трасологической экспертизой.
Примеры
Зачем нужна трасологическая экспертиза, можно разобрать на конкретных примерах.
Владелец Тойоты-Камри обратился в суд после того, как страховая компания Амбридж отказалась восполнять ему ремонт авто. Машину ночью повредили неизвестные лица. Страховщики утверждали, что подобный казус не относится к страховым случаям, хотя авто застраховано от ущерба, а сумму расходов на ремонт посчитали завышенной. Полиция уголовное дело возбуждать отказалась.
После трасологической экспертизы стало ясно: случившееся результат противоправных действий третьих лиц. Также установили ущерб с учетом и без учета износа.
По итогам судебного разбирательства автовладельцу компенсировали его расходы по ремонту и собственно за саму экспертизу.
Пример № 2:
Владельцу Шевроле грозил тяжбой велосипедист. По показаниям молодого человека, автовладелец наехал на него, когда тот стоял у тротуара. Доказательством по его мнению выступали вмятины на борту машины.
Однако трасологи сделали вывод: повреждения машины вообще не могли быть получены при описываемой ситуации. Мало того, не автовладелец наезжал на велосипедиста, а скорее наоборот тот в нарушение правил, оказался у него под колесами.