Как происходит трасологическая экспертиза при ДТП?

Трасологическая экспертиза при ДТП проводится после дорожного инцидента, чтобы воссоздать первоначальную ситуацию. Полученные результаты позволяют точно оценить аварию. В переводе ее название означает изучение следов .

Подробнее про экспертизу

В каких случаях потребуется?

Заключение трасолога необходимо во всех случаях, когда нет ясной картины случившегося.

Например:

  • автовладелец уехал с места аварии, стремясь спрятаться от правосудия;
  • однозначных свидетельств нет;
  • нет единства в показаниях, остальные свидетельства ничего не проясняют;
  • один из участников настойчиво уверяет в виновности другого;
  • в аварии есть пострадавшие или погибшие;
  • фирма-страховщик отказалась платить.

Эксперт воссоздает всю цепочку стадий произошедшего.

На основе полученного отчета следователь или судья делает вывод о степени вины каждого из вовлеченных.

Кто назначает?

Назначает исследование судья, следователь или представитель МВД. Также о ее проведении вправе ходатайствовать рядовой гражданин, адвокат или юридическое лицо (например, страховая фирма). Ходатайствовать о проведении можно и при судебном разбирательстве.

По правилам, проводимое исследование должно отвечать требованиям, предусмотренным Гражданским и Уголовно-процессуальным кодексами, нормам Федерального закона № 73-ФЗ, посвященного экспертной деятельности.

Как происходит трасология?

Экспертиза включает несколько этапов:

  • Подготовка и сбор документации;
  • Ознакомление исследователей с представленными подтверждениями;
  • Выезд на место случившегося, съемка, фиксация и замеры следов;
  • Внешний осмотр задействованных машин;
  • Разбор авто, изучение деталей (если требуется);
  • Компьютерное моделирование, воссоздание ситуации.

По завершении эксперт готовит отчет по получившимся результатам.

На какие вопросы отвечает эксперт?

Выделяют три основных группы вопросов, на которые предстоит ответить исследователям:

  • К какой группе принадлежало авто? (к какому виду транспорта принадлежало, шинами какой модели оснащено, действительно ли следы на земле соответствуют спорной машине, да и вообще могли ли заявленные участники столкнуться так, как это представлено в заявлении);
  • Воссоздание целой картины по частям (кому принадлежат обнаруженные детали?);
  • Кто виноват? (установление конкретного авто, задействованного в происшествии, сколько участников там было и чьи шины наследили).
Читайте также:  Как получить электронный полис ОСАГО через интернет?

О длительности исследования точно сказать нельзя.

Срок проведения зависит от конкретного случая, серьезности казуса. Иногда она может занять и две недели, и даже больше.

Как пройти?

Для того, чтобы заказать трасологическую экспертизу, обращаются в экспертное бюро с заявлением и пакетом документации.

Необходимые документы

Для трасологического исследования собирают следующие экземпляры:

  • схема аварии;
  • протокол;
  • фото и виде-материалы;
  • машины, задействованные в инциденте;
  • отчет о проверке технического состояния машины;
  • справка об аварии.

Это базовый набор, но в сложных случаях затребуют дополнительные бумаги.

Можно ли оспорить результаты?

Итоги трасологической экспертизы не окончательны и подлежат оспариванию. Правда, чтобы их опровергнуть, придется выдвинуть весомые обоснования своему мнению и лучше всего это сделать с помощью адвоката.

Доказывать неправомочность выводов исследователей предстоит в суде.

Пошаговые действия здесь следующие:

  • заказчик знакомится с отчетом, консультируется с независимым экспертом;
  • при очевидных просчетах в сделанных выводах составляют досудебную претензию организации, заказавшей исследование, например, страховщику.
  • дожидаются результатов;
  • при отсутствии консенсуса подают иск в суд общей юрисдикции.

Суд назначает судебное трасологическое исследование.

Иногда он обходится и без нее, достаточно экспертам тщательно изучить представленный страховщиками документ. Очень часто это вообще не трасологическая экспертиза, а просто заключения некоего эксперта (какого именно не указывается), не говоря уже о несоответствии отчета требованиям законодательства, явных и грубых ошибках.

Стоимость

Обычно стоимость трасологического исследования начинается от 5 000 рублей. Это для тех, кто удовлетворится по сути справкой с кратким заключением.

Город Примерная стоимость, в рублях
Москва и Санкт-Петербург 5000 25 000
Краснодар до 18 000
Екатеринбург до 20 000

Анализ материалов, предоставленных заказчиком и консультационная работа на месте аварии бесплатны.

Кто оплачивает?

Оплачивает экспертизу тот, кто ее заказывает, кто в ней заинтересован. После того, как виновника установят, с него можно потребовать компенсации понесенных расходов (ст. 1064 ГК).

Плюсы и минусы

Плюсов и минусов у трасологической экспертизы как таковой нет. Есть ответы на вопросы, которые она может дать, есть отсутствие знаний по поводу этих возможностей. Корень разочарования людей лежит в их правовой безграмотности. Поэтому при спорах по поводу дорожных казусов следует учитывать ряд особенностей:

  • Заказать экспертизу можно в любом аккредитованном экспертном бюро. Даже если страховщик настойчиво уверяет, что котируются только те компании, у которых подписан договор со страховщиком (Постановление Правительства РФ №525).
  • Среди настоятельно рекомендуемых страховщиками бюро независимых нет.

Также лучше проконсультироваться с собственным юристом и показать ему отчет трасологов.

Сейчас работает много разных бюро и пусть даже все они лицензированы, не все вправе называть проводимое исследование трасологической экспертизой.

Читайте также:  Случаи, в которых сотрудники ГИБДД могут законно эвакуировать машину без государственных номеров

Примеры

Зачем нужна трасологическая экспертиза, можно разобрать на конкретных примерах.

Владелец Тойоты-Камри обратился в суд после того, как страховая компания Амбридж отказалась восполнять ему ремонт авто. Машину ночью повредили неизвестные лица. Страховщики утверждали, что подобный казус не относится к страховым случаям, хотя авто застраховано от ущерба, а сумму расходов на ремонт посчитали завышенной. Полиция уголовное дело возбуждать отказалась.

После трасологической экспертизы стало ясно: случившееся результат противоправных действий третьих лиц. Также установили ущерб с учетом и без учета износа.

По итогам судебного разбирательства автовладельцу компенсировали его расходы по ремонту и собственно за саму экспертизу.

Пример № 2:

Владельцу Шевроле грозил тяжбой велосипедист. По показаниям молодого человека, автовладелец наехал на него, когда тот стоял у тротуара. Доказательством по его мнению выступали вмятины на борту машины.

Однако трасологи сделали вывод: повреждения машины вообще не могли быть получены при описываемой ситуации. Мало того, не автовладелец наезжал на велосипедиста, а скорее наоборот тот в нарушение правил, оказался у него под колесами.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования