Новое в законах об ОСАГО

ОСАГО является обязательным видом страхования, порядок и правила которого определяются действующим федеральным законодательством. Введение его в России решило задачу цивилизованного урегулирования вопросов по возмещению возникающего в результате ДТП ущерба.

Законодательное регулирование ОСАГО

Основные положения по страхованию в России определены статьёй 48 ГК РФ. Главным регулятором ОСАГО является ФЗ №40. Это закон о страховании ОСАГО. Он был принят в 2002 году и содержит в себе положения о порядке и правилах обязательного страхования гражданской ответственности в РФ. С момента введения в действие этого нормативного акта на каждого владельца транспортного средства легла обязанность по оформлению полиса ОСАГО. ФЗ №40 решает 2 основных задачи:

  1. Гарантирует возмещение ущерба всем участникам ДТП.
  2. Способствует повышению безопасности дорожного движения.

Действующее законодательство обязывает владельцев транспортных средств ежегодно страховать риски гражданской ответственности за свой счёт. Полис ОСАГО оформляется не позднее 5 дней после приобретения авто. Его отсутствие входит в число причин отказа в регистрации транспортного средства. Согласно статье 12 ФЗ №40, срок рассмотрения заявления потерпевшего о возмещении ущерба страховой компании не может превышать 20 рабочих дней.

До введения ОСАГО, компенсационные выплаты по ДТП составляли всего 15% от общей суммы ущерба, нанесённого потерпевшими.

В настоящее время ОСАГО является основным видом страхования большинства СК.

Новый закон об ОСАГО

За период действия закона об ОСАГО более 20 раз в него вносились изменения. Практически всегда они носили глобальный характер. В марте 2017 году в стране был принят пакет правовых актов, которые внесли серьёзные изменения в действующую систему. В список этих регламентов вошёл ФЗ №49. Действие нововведений поэтапно начало вступать в силу с 25 сентября 2017 года. В числе значимых изменений:

  • сокращение срока осмотра СК повреждённого транспортного средства до 5 дней с момента подачи заявления о ДТП;
  • отмена привлечения к оценке ущерба независимой экспертизы;
  • ограничение срока предъявления претензий владельцами авто к СК 10 днями.
Читайте также:  Какой штраф можно получить за неправильную парковку?

С сентября 2017 года действие полиса ОСАГО – 1 год. Изменился и порядок получения выплат по возмещению ущерба, полученного в ДТП. Теперь они должны поступать напрямую в проводящие ремонтные работы пострадавшего в аварии автомобиля мастерские. С 1 июня 2018 году увеличился размер выплат по европротоколу.

Вступившие в силу изменения ОСАГО освободили водителей от обязанности распечатывать электронные полиса.

Появились изменения и в самом полисе. Теперь в нём должен быть QR-код, с помощью которого можно получить всю информацию о документе. Считывать код можно с помощью специального приложения смартфона.

Проверку полисов ОСАГО у водителей планируется проводить с помощью камер фиксации нарушений ПДД. Система контроля была запущена в тестовом режиме с 1 сентября 2018 года.

Увеличение выплат

Ущерб от ДТП может исчисляться миллионами рублей. Действующее законодательство ограничивает размер выплат по ОСАГО. Эти ограничительные нормы введены для защиты ОСАГО от чрезмерных убытков.

В 2018 году увеличились выплаты по причинённому вреду жизни и здоровью с 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Прямое возмещение

Правила прямых возмещений по ОСАГО определены статьей 14 ФЗ №40. Получить их можно при соблюдении ряда условий:

  • при получении повреждений при столкновении только транспортными средствами;
  • наличии действующих полисов ОСАГО у всех участников ДТП.

До недавнего времени действовал порядок, при котором получить прямое возмещение было возможно только участникам ДТП, с числом повреждённых автомобилей не более 2-х.

С сентября 2017 года такими видами выплат могут воспользоваться водители повреждённых автомобилей, попавших в ДТП с участием 3-х и более транспортных средств. Действие данного положения распространяется на всех водителей без исключения, независимо от даты оформления полиса.

Предельные объемы износа

При расчёте суммы ущерба, причинённого транспортному средству в ДТП, СК принимают во внимание его износ. Это значительно снижает размер выплат.

Действующее законодательство ограничивает максимальный размер износа. Он не может превышать 50%.

Лимит по Европротоколу

Существующий порядок выплат ущерба предусматривает возможность оформления протокола ДТП без вызова ГИБДД. До недавнего времени это разрешалось делать в тех случаях, когда сумма ущерба от аварии не превышала 50 тыс. руб. С июня 2018 она была увеличена во всех регионах страны до 100 тыс. руб.

Изменения коснулись и правил оформления европротокола. Теперь его можно составлять без достижения согласия между участниками аварии в вопросе того, кто виноват в ДТП. Раньше этого не разрешалось делать. Оформление протокола ДТП должно сопровождаться видеофиксацией. Она проводиться с помощью видеорегистратора или специального приложения смартфона. При их отсутствии у участников ДТП необходимо вызывать ГИБДД.

Для оформления разногласий участников ДТП введены новые бланки протоколов.

Другие изменения

В 2018 году повысилась стоимость полиса ОСАГО. Произошло увеличение базовых ставок:

  • с 3432 до 4118 руб.;
  • с 2746 до 4942 руб.

С учётом всех коэффициентов, используемых при определении стоимости полиса ОСАГО, его средняя стоимость в 2018 году составляет 5500 руб.

Какие изменения по ОСАГО ожидаются в дальнейшем?

Многие владельцы транспортных средств внимательно следят за изменениями по ОСАГО и ожидают дальнейшего реформирования системы обязательного страхования. Предлагаемые Минфином РФ нововведения включают в себя:

  • поднятие планки максимальных выплат по ОСАГО с 400 тыс. до 2 миллионов рублей;
  • отмену коэффициентов по мощности транспортного средства и региону его эксплуатации;
  • внедрение повышающего стоимость страховки коэффициента для юридических лиц.

Эти предложения подвергаются серьёзной критики и находятся в стадии обсуждений.

Подорожает ли ОСАГО?

Новые тарифы и порядок их применения был опубликован ЦБ РФ в начале лета 2018 года. Тарифный коридор возрастает для всех категорий транспортных средств на 20%. Исключение составляют мотоциклы и легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам. Для них верхняя планка тарифа поднимется на 10,9% и 5,7% соответственно.

Повышение базового коридора является первым шагом на пути реформирования ОСАГО ЦБ РФ. В будущем планируется перейти на индивидуальные тарифы и полностью отказаться от государственного регулирования ОСАГО. В середине 2020 года ЦБ РФ планирует снять все тарифные ограничения по ОСАГО. Останутся лишь отдельные коэффициенты.

Полный отказ от государственного регулирования планируется осуществить в 2023-2025 гг. Ожидать серьёзного повышения стоимости полиса можно начиная с 2020 года.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования