О советских номерах автомобилей

До Октябрьской революции в России на автомобили было не нужно устанавливать номерные знаки. Это объясняется тем, что машин в то время было мало. Впрочем, попытки обязать собственников транспорта оборудовать его какими-либо знаками отличия предпринимались уже тогда. Но успехом они не увенчались.

Уже в 1910-х годах общее количество транспорта разных видов резко возросло. Появилась необходимость ведения его учета. В 1920 году были введены первые номерные знаки для автомобилей и мотоциклов. Они крепились в передней и задней частях транспорта. Правда, места креплений отличались от привычных сегодня: передний знак устанавливали на крыло, а задний непосредственно на кузове или на специальной стойке-креплении. Именно тогда впервые были четко определены требования к виду и размеру автономеров.

В последующем правила, предусмотренные для номерных знаков, неоднократно менялись. Это происходило:

  • в 1931 году;
  • в 1946 году;
  • в 1959 году;
  • в 1980 году.

После распада СССР в 1991 году на территории большинства бывших союзных республик советские номера применять перестали, заменив на национальные.

В Российской Федерации это произошло только в 1993 году. Тогда появились госномера, которые используют и поныне.

Виды и типы номеров СССР

После реформы 1980 года номера стали делить на несколько групп в зависимости от принадлежности транспорта и места их размещения.

В зависимости от принадлежности они делились на следующие категории.

  • Знаки личного транспорта. Размещались на авто, принадлежавших гражданам СССР на праве личной собственности. Состояли из буквы, четырех цифр и индекса региона.
  • Знаки гостранспорта. Крепились на автомобилях, принадлежащих различным государственным организациям. В отличие от номеров личных машин, не имели буквы перед четырьмя цифрами.
  • Знаки спецтранспорта. Ими отмечался транспорт специального назначения – пожарные машины, скорая помощь, автобусы и так далее. В отличие от номеров гостранспорта, цифры и индекс региона в них были переставлены местами.
  • Знаки иностранного транспорта. Ставились на машины дипломатических представительств. Состояли из одной буквы и шести цифр. Имели желтый фон (все остальные номера – белый).

Слева дипломатический номер, справа спец. серия к Олимпиаде 80

В зависимости от места размещения номера делились на два вида:

  • передние – представляли собой прямоугольник, по размерам идентичный современным госномерам;
  • задние – имели квадратную форму и больший размер;
  • прицепные – размещались на прицепах грузовиков и имели форму перевернутой трапеции;
  • тракторные прицепные – были идентичны прицепным, но имели форму неперевернутой трапеции.

Индексы регионов

В отличие от современных государственных регистрационных знаков, на советских принадлежность авто к определенному региону обозначалась не цифрами, а буквами. Обозначения были созданы таким образом, чтобы каждый мог интуитивно их понять, не зная классификатора. Например, Бурятскую ССР обозначали буквосочетанием БУ, Киев – КИ, Ленинград – ЛЕ. Правда, для регионов, которым не хватило буквосочетаний, использовали нестандартные сочетания, не соответствовавшие начальным буквам их названий (например, БН для Брестской области).

Для военных авто индекс региона не применяли. На их регзнаках ставили индекс военной части, в которой они числились. Не ставили принадлежность к региону и на машинах дипломатов. Их номера имели индекс государства, которое они представляли на территории СССР.

Использование в настоящее время

Сегодня в России к госномерам применяют требования ГОСТа, который определяет, какими они должны быть и какую информацию должны содержать. Советские номера не отвечают этим требованиям, поэтому ездить с ними нельзя. Передвижение с такими госномерами будет расценено сотрудником ГИБДД как езда при полном отсутствии регзнаков. Это повлечет наказание по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ (штраф 5 000 рублей или лишение прав от 1 до 3 месяцев).

Часто задаваемые вопросы

С советскими регзнаками ездить запрещено. На все ли знаки распространено это правило, могу ли ездить с белыми, образца 1980 года?

И черные номера образца 1976 года, и белые образца 1980 года не отвечают требованиям российского ГОСТа, поэтому ездить нельзя ни с какими.

У меня есть советский транспорт со старыми регзнаками. Номера я не менял с 1990-х годов. Что за это грозит?

В подобном бездействии можно усмотреть состав нарушения, установленного статьей 19.22 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за несвоевременную постановку авто на учет. Санкция по ней составляет от 1 000 до 2 000 рублей.

Нужно ли менять номера при реставрации старых советских машин для их последующего коллекционирования?

Нет, в этом случае можно оставить номера для сохранения аутентичности. Законодательство допускает это.

Подведем итоги

Впервые в СССР госномера на транспорте появились в 1920 году. С тех пор они неоднократно менялись. Последнее изменение произошло в 1980 году. Регзнаки образца 1980-го отличались от нынешних. Просуществовали они до 1991 года. Сегодня оставить советский госномер на автомобиле не получится, поскольку он не отвечает требованиям действующего в настоящее время в Российской Федерации ГОСТа.

Читайте также:  Приобретение машины в лизинг физическими лицами без первоначального взноса
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования