Искусственная дорожная неровность (сокращенно ИДН) или в просторечии «лежачий полицейский» это особая монолитная или сборная конструкция, целью установки которой является снижение скорости автотранспорта на выделенном участке. Как правило, подобные преграды устанавливаются в местах высокого скопления пешеходов и предназначены для защиты их от столкновения с проезжающим на высокой скорости автомобилем.
Подробнее о знаке
С появлением возможности возведения искусственных препятствий в правилах дорожного движения появились новые дорожные знаки:
- 1.17 «Искусственная неровность» с красной окантовкой, целью которого является предупреждение о скором появлении преграды;
- 5.20 «Искусственная неровность» с синей окантовкой, обозначающий место расположения ИДН.
Важно понимать, временные или постоянные конструкции на дороге не должны стать неожиданностью для автовладельца, т.к. проезд «лежачих полицейских» на высокой скорости чреват повреждением подвески и последующим ремонтом.
Обозначение
Место нахождения ИДН должно быть выделено знаком 5.20 «Искусственная неровность». С целью заблаговременного оповещения водителя за 50 – 100 м (150 – 300 вне города) монтируются дополнительные знаки, сопровождаемые информацией о скором появлении препятствия.
Требования ГОСТ
Федеральное дорожное агентство в 2006 году разработало свод требований и правил к искусственным преградам – ГОСТ Р 52605-2006. В 2008 году этот документ стал полноценной частью правил дорожного движения. Он регламентирует нормы установки и эксплуатации конструкций и требования к местам их возведения. «Лежачие полицейские» могут представлять из себя монолитную или мобильную конструкцию с применением асфальтобетона или полимерных материалов.
Для лучшей видимости при низкой освещенности ИДН должна иметь светоотражающие элементы.
Таблица допустимых размеров
ГОСТ содержит информацию о требованиях к конструктивным особенностям как монолитных, так и сборно-разборных «лежачих полицейских».
Асфальтобетонные
Предельная скорость передвижения, км/ч | Длина | Максимальная высота | Радиус криволинейной поверхности |
20 | от 3,0 до 3,5 | 0,07 | от 11 до 15 |
30 | от 4,0 до 4,5 | 0,07 | от 20 до 25 |
40 | от 6,25 до 6,75 | 0,07 | от 48 до 57 |
Разборные
Предельная скорость передвижения, км/ч | Длина горизонтальной поверхности | Максимальная высота |
30 | От 0,50 до 0,70 | От 0,05 до 0,06 |
40 | От 0,90 до 1,10 | От 0,05 до 0,06 |
По отзывам опытных автомобилистов указанные нормы соблюдаются не всегда, особенно при возведении монолитных преград.
Места, где запрещено располагать преграду и знак
Согласно пунктам 6.2 и 6.3 ГОСТа Р 52605-2006 монтаж «лежачего полицейского» запрещен в следующих ситуациях:
- На федеральных дорогах и трассах;
- Перед въездом на территорию медицинских учреждений и подразделений МЧС, автобусных и троллейбусных парков и иным объектам большого скопления автотранспорта;
- Перед железнодорожными путями ближе 100 метров;
- Над колодцами и смотровыми люками коммуникаций.
Правила проезда
Тормозить непосредственно перед искусственной дорожной неровностью не рекомендуется. Для эффективного преодоления ИДН водитель должен совершить ряд несложных действий, а именно:
- Подъехать к препятствию под некоторым углом, если дорожная ситуация позволяет;
- Снизить скорость до 20 км/ч;
- За 1 – 2 метра до «лежачего полицейского» отпустить педаль тормоза и совершить переезд.
Такая последовательность позволяет снизить нагрузку на автомобиль за счет того, что передняя часть автомобиля слегка приподнимается, и вся нагрузка равномерно распределяется на пружины.
Ответственность за нарушение
В правилах дорожного движения нет наказаний за неправильное пересечение ИН. Однако некоторые автомобилисты при сближении с «лежачим полицейским» совершают объезд с выездом на полосу встречного движения. Учитывая тот факт, что ИН чаще всего устанавливаются перед пешеходными переходами, такой маневр следует воспринимать как обгон на пешеходном переходе, а это в свою очередь является нарушением.
Дополнительному наказанию могут быть подвергнуты лица, ответственные за неправильную установку ИН.
Умышленное создание препятствий, сопряженное с изменением или разрушением дорожного покрытия грозит штрафом в 5000 рублей для физ.лица, до 25 000 для должностных лиц и 300 000 для юридических.
Дополнительные знаки и разметка
Помимо дорожного знака, место установки искусственной неровности должно быть выделено особой разметкой. Монолитные асфальтобетонные конструкции выделяются разметкой в виде чередующихся черных и белых полей в шахматном порядке. Подобные требования описаны в Приложении №2 Правил дорожного движения. Искусственные неровности сборно-разборного типа при изготовлении выделяются сочетанием желтого и черного цветов, поэтому при их установке дополнительная разметка. Как правило, не используется.