Процедура подачи жалобы на КБМ по ОСАГО

Многими автомобилистами, желающими снизить затраты на страховой полис, подается жалоба на КБМ по ОСАГО. Определяя окончательную сумму страхового полиса ОСАГО, страховая компания обязана учитывать коэффициент КБМ. Данный показатель оказывает прямое влияние на стоимость страховки, а его размер зависит от наличия или отсутствия страховых выплат в течение определенного периода. Если водитель аккуратно ездил и не попадал в ДТП с необходимостью выплаты страхового покрытия, применение данного коэффициента позволит значительно снизить размер страхового взноса.

Несмотря на предписания закона «Об ОСАГО» с 2003 года, применение данного показателя игнорируется некоторыми компаниями-страховщиками, что влечет за собой увеличение цены страхования для водителей, не имевших в прошлом страховых случаев. Если подобная ситуация случилась, любой российский автомобилист имеет право пожаловаться на своего страховщика.

Значение показателя КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как «коэффициент бонус-малус». В 2021 году каждая компания, оказывающая услуги в сфере обязательного автострахования, должна его учитывать при расчетах стоимости полиса. В зависимости от ряда причин, коэффициент может повысить или понизить стоимость автострахования.

Практическое значение показателя заключено в предоставлении скидки по ОСАГО при условии, если страхователь в течение рассматриваемого периода имел только безаварийное вождение.

Каждому автомобилисту присваивается свой уровень КБМ ОСАГО, а данные для его определения берут из базы данных РСА. В отдельных случаях коэффициент применяется в значении единицы, что никак не отражается на расчетной стоимости полиса, либо не рассчитывается вообще.

Предусмотрены законные основания, позволяющие считать КБМ равным единице:

  • если автомобиль транспортируется в другой город;
  • при регистрации автомобиля на территории другой страны;

Страховщик пользуется тремя видами показателя:

  1. для водителя (по всем лицам, вписанным в страховку);
  2. для автовладельца (рассматривается конкретный автомобиль);
  3. КБМ расчетный (определяет итоговое значение коэффициента).

Отказ страховой компании принимать в учет показатель КБМ при установлении стоимости ОСАГО может служить основанием для подачи жалобы по КБМ по ОСАГО.

Причины для обжалования

Правила применения КБМ регулируются на уровне федерального законодательства (ФЗ «Об ОСАГО»). Исходная информация для определения итогового КБМ берется из базы АИС, которой располагает Союз российских страховщиков РСА. Данная база представляет собой свод информации обо всех страховых случаях по водителям, поступающим в нее в автоматическом режиме. Таким образом, предвзятость при определении уровня КБМ исключена.

Так как информации о безаварийности вождения молодых автомобилистов нет, первый страховой период ОСАГО КБМ рассчитывается с применением коэффициента «1».

Жалоба на КБМ по ОСАГО подается не только в случае отказа применять КБМ, но и при подозрении на использование искаженных, неверных сведений.

Чтобы сверить правильность использования показателя, российские водители могут использовать специально разработанную таблицу, распределяющую значения по классам. При выявлении несоответствия между примененным тарифом и табличным значением, автоводитель вправе составить жалобу с целью пересмотра коэффициента, а также сообщить об ошибках в работе страховой компании.

Кто подает и рассматривает жалобы

Подачу заявления осуществляет как водитель, так и автовладелец, допустивший к управлению своим автомобилем другие лица.

Наиболее распространенными являются жалобы по ОСАГО, оформленном в Росгосстрах и других крупных организациях, которые намеренно завышают стоимость полиса, пользуясь тем, что далеко не все автомобилисты знают о КБМ и обязательности его применения.

Подготовленные жалобы поступают на рассмотрение следующих инстанций:

  • РСА (Союз страховщиков);
  • Роспотребназдор;
  • Центробанк России.

Как подать жалобу

Для пользователей интернета подача жалобы не составит никакого труда, т.к. с 2015 года появилась возможность воспользоваться формой электронного обращения.

Для подачи жалобы на РГС необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Зайти на сайт rgs.ru
  2. Перейти в раздел подачи обращения по КБМ
  3. Составить претензию.
  4. Приложить электронные копии документов.

Заполненная на сайте претензия будет переадресована по электронной почте и обработана в порядке общей очереди. В качестве электронной копии документов могут быть как фотографии, так и отсканированные файлы.

Претензию составляют согласно примеру, который приводится на том же сайте. Если заявитель планирует отправить претензию обычной почтой или передать оригинал лично, готовый бланк распечатывается с того же информационного ресурса, а правильно заполнить его поможет образец.

Так как в большинстве случаев за рассмотрение по заявлению отвечает союз страховщиков, жалобу рекомендуется направлять напрямую туда. Если обратная связь отсутствует, запрос пишется в аналогичной форме на адрес ЦБ и Роспотребнадзора.

Если все ответственные участники проигнорировали обращение автовладельца, разрешить ситуацию можно в суде.

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев РСА рассматривает полученное обращение сразу, поручая виновной страховой компании выполнить перерасчет с учетом правильного КБМ. Держатели страховых полисов Росгосстраха также подают обращения непосредственно своему страховщику, при этом используется идентичный образец жалобы на КБМ по ОСАГО.

Помимо самой жалобы необходимо предоставить документы, подтверждающие факт неверно определенного тарифа. Обращаясь с жалобой в РСА лично, следует заранее узнать дни и часы рассмотрения подобных жалоб, так как прием исходящих обращений ведется в строго установленное время.

 Документы в приложении

Жалоба не будет рассмотрена, или по обращению будет получен отказ, если заявитель не предоставит вместе с ней документы:

  • Гражданский паспорт (его заверенная копия).
  • Водительские права (копия).

При неверном определении КБМ список приложений обязательно дополняется гражданскими паспортами и правами водителей, допущенных к управлению.

Если претензия готовится для рассмотрения в суде, потребуется предъявить документы, доказывающие бездействие организаций, в адрес которых был направлен первичный запрос.

Читайте также:  Узнаем, сколько стоит день штрафстоянки
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования