Количество желающих сесть за руль неуклонно растет, а потому сомневаться в востребованности инструкторов по вождению не приходится. Но не все так просто. Чтобы стать инструктором по вождению, нужна квалификация и огромный запас терпения ведь в основе его деятельности лежит постоянная работа с людьми.
Требования к соискателю
До обучения курсантов, допустят только опытного водителя. Это понятие включает:
- действующее удостоверение категории B;
- минимум трехлетний стаж за рулем;
- отличное знание правил поведения на дороге;
- наличие машины, оборудованной для обучения новичков, плюс все сопутствующие документы;
- успешное окончание курсов инструкторов.
Последний пункт не относится к числу обязательных для тех, кто не собирается стать штатным специалистом учебного центра или обучать учеников с нуля. Наличие своего автомобиля также нужно не во всех случаях.
Прохождение спецкурса в ДОСААФ дает не просто свидетельство, а документ, с которым допустят к ученикам.
Это еще и специальные знания о:
- Основах права.
- Нормах обучения клиентов в разных условиях, в том числе при особенно интенсивном уличном движении. В последнем даже бывалые автолюбители не обходятся без ошибок. Курсанту же ошибка чревата непринятием экзамена и даже попаданием в аварию.
- Технической стороне как правильно переоборудовать свое авто в учебное, снабдить дополнительным комплектом педалей;
- Правильной работе с людьми ведь инструктору приходится устанавливать контакт с самыми разными людьми, и не все грамотно себя ведут в сложной ситуации на дороге.
Соискателям, которые не видят себя автоинструкторами в качестве основного вида деятельности, можно не получать такое свидетельство. Клиенты будут. Среди желающих нанять инструктора немало тех, кто уже получил права, но опыта езды еще не приобрел, а выезжать сразу в город страшно.
Этот вариант предпочтителен для тех, кто планирует только подрабатывать обучением, основное время отдавая иному роду деятельности.
Кто не сможет стать инструктором?
В принятии на работу откажут, если кандидат:
- не получил водительского удостоверения по планируемой категории;
- не достиг возраста 21 года;
- имеет наложенные судом ограничения на образовательную деятельность;
- не получил профессионального образования;
- не проходил аттестацию на должностное соответствие;
- провел за рулем менее трех лет;
- лишался по суду водительских прав за последние пять лет;
- имеет медицинские противопоказания.
Специально оборудованное учебное авто также входит в список обязательных требований.
Имеет значение и страховка. Полис обычного авто гораздо дешевле учебного. Да, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности не содержит никаких увеличительных коэффициентов и прямо не утверждает, что автоинструкторам предстоит тратиться больше. Водитель выбирает сам, платить ему или не платить за дополнительную услугу -использование машины в качестве учебной. Никто не может гарантировать, что ученик все сделает правильно и не случится аварии. Водителем юридически считается не тот, кто сидит за рулем, а обучающий.
Так что если владельцу не все равно, что будет с его автомобилем и кто оплатит ремонт в случае происшествия, то он платит и за соответствующий полис ОСАГО, и дополнительно за КАСКО. В противном случае, ему все расходы предстоит покрывать самостоятельно, еще и машину чинить. Помятое в аварии авто антиреклама, мало кто захочет сесть в такую машину и довериться экстремальному инструктору.
Где требуются специалисты?
Инструктора нужны везде, особенно отмечают высокую востребованность в столичных регионах, на Урале и в Республике Башкортостан. Именно в этих зонах инструкторам платят больше начиная от 45 тысяч рублей за месяц.
В остальных регионах России зарплата в среднем составляет 30 тысяч рублей.
Автоинструктор, получив квалификацию, выбирает, где ему лучше работать:
- в автошколе;
- открыв свое дело.
Есть и нелегальные инструкторы те, которые ищут доверчивых клиентов и не заботятся о своей репутации. Гораздо выгоднее и спокойнее работа легального учителя по вождению.
Обучение на автоинструктора
Будущий автоинструктор получает документ, который называется свидетельством на право обучения вождению ТС. Для этого проходят спецкурс в ДОСААФ, который состоит из:
- теоретического и практического курса (126 часов);
- самостоятельной подготовки (130 часов).
Стоимость обучения зависит от региона и программы.
Поэтому будущему учителю езды следует внимательно изучить, чему его будут конкретно учить. Привлекательная цена здесь не главное. В регионах обеих столиц такие курсы стоят не менее 10 тысяч рублей.
Но учеба и страховка не единственные траты. Переоборудование машины тоже требует финансовых вливаний:
- оснащение дублирующим оборудованием (сцепление, тормоз, предпочтительно и газ) до 15 тысяч рублей;
- техническая экспертиза (примерно 5 тысяч рублей);
- прикрепление знака учебной машины (от 1,5 тысяч рублей).
Только при этих условиях машину в ГИБДД перерегистрируют в качестве учебной.
Где и как искать работу?
Для начала будущий учитель определяется, на каких началах он хочет работать и в каком режиме. Исходя из своих потребностей и возможностей, он подает резюме на сайт поиска работы в соответствующий раздел, либо собирает документацию для оформления частного предпринимателя. По поводу заработной платы здесь многое зависит от уровня учебного центра и от региона.
Как показывает практика, если в объявлении стоит, например от тридцати тысяч в месяц, то этот минимум платить и будут.
На что обращают внимание работодатели?
Нанимателям интересно все, что имеет принципиальное значение для автоинструктора. Это:
- стаж вождения;
- наличие квалификации;
- присутствие трений с законом, судимости в прошлом или настоящем;
- учебный автомобиль, его состояние;
- предыдущий стаж работы, причина резкой смены деятельности, если таковая произошла;
- психологический фактор, настроенность кандидата на работу с людьми, его лояльность.
Конечно, не на последнем месте стоит медицинский фактор.
Предпочтение всегда будут отдавать сильным, крепким людям, не имеющим проблем с алкоголем.
Требования к оформлению специалиста
Если кандидат устроил по всем параметрам, его берут в штат, для чего заключают с ним трудовой договор, к нему дополнительное соглашение об условиях сотрудничества.
В трудовую книжку вносится соответствующая запись. Принятого на работу также инструктируют по охране труда и знакомят под личную роспись с локальной документацией учреждения.
Как происходит работа инструктора?
Учитель вождения скорее призвание, чем просто работа. Огромный опыт и даже виртуозность собственного вождения не гарантирует, что человек состоится как преподаватель.
Ученик приходит на автодром, смотрит на предложенную ему машину, садится, далее следует знакомство. Инструктор оговаривает правила их сотрудничества и требования к ученику. Понятно, что без доверия к учителю ни о каком продуктивном сотрудничестве не идет и речи, ведь сама по себе машина источник повышенной опасности. Поэтому педагогу важно не просто внедрить и закрепить необходимые навыки у подопечных. Важно, чтобы ученик проявлял осторожность, но в то же время, не боялся двигаться вперед, маневрировать в процессе езды, зная, что рядом сидит гарант его безопасности.
Основа высокого заработка инструктора не столько его мастерство вождения, сколько его репутация педагога.
Сколько получают специалисты?
Получить примерные представления о заработке инструкторов можно из таблицы:
Город | Примерная зарплата, в рублях |
Москва | 30 000 100 000 |
Санкт-Петербург | от 25 000 |
Кострома | от 25 000 |
Краснодар | от 35 000- 45 000 |
Екатеринбург | от 50 000 |
Особенности работы индивидуальным специалистом
Конечно, частные предприниматели получают больше. Частный специалист имеет за урок до 2 тысяч рублей, в автошколе обычно в четыре раза ниже. Это, однако, не означает, что всем надо идти в бизнес. Ведь автошкола обеспечит учителя стабильным количеством учеников и постоянным, пусть не самым высоким, доходом. В бизнес имеет смысл уходить, когда уже наработаны солидная репутация и хотя бы минимальная клиентская база.
Беспокойства у частников тоже больше это и налоги, и неготовность всех учеников до конца проходить обучение (в автошколах такое явление редкость).
Важно учитывать также сезон и особенности экономической ситуации в стране и конкретном регионе.
Плюсы и минусы работы инструктором
Конечно, работа учителя по вождению имеет свои преимущества и минусы. Так, среди бесспорных бонусов:
- высокая зарплата;
- получение опыта работы с людьми;
- наработка клиентской базы;
- всегда находящиеся клиенты (да, их может быть больше или меньше, но машины люди покупают всегда!).
К минусам можно отнести:
- повышенную юридическую ответственность;
- высокий уровень стресса;
- высокую утомляемость;
- траты на содержание автомобиля и подготовку его к учебе;
- сложности психологического взаимодействия с разными категориями людей.
Правило здесь действует то же самое, что и в остальных профессиях: не любой виртуоз своего дела станет обязательно таким же виртуозным педагогом.
Для этого нужно иметь особый настрой, терпение и готовность, по крайней мере, поначалу, больше отдавать, чем получать. Нелишне будет пройти и специальные курсы по умению работать с людьми, ведь у такого учителя клиентов всегда больше.