Штраф и ответственность за оставление места ДТП

В законодательстве подробно прописана мера ответственности, полагающаяся водителям за оставление места ДТП. Наказание было ужесточено Постановлением, принятым В.Путиным. Это считается серьезным проступком наряду с самой аварией. Ведь человек сознательно убегает.

Законодательная база

Меры наказания регулируются положениями 12.27 статьи в КоАП РФ – это «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием». Ранее, если водитель, ставший участником аварии, уехал, его лишали прав на 1-1,5 года. Или помещали административный арест продолжительностью 15 суток.

Что считается ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – непредвиденное событие, что возникает в результате движения транспорта, с его непосредственным участием. Результатом которого является получение травм или гибель людей, повреждение автомобилей и окружающих сооружений, также причинения иного ущерба.

Иными словами ДТП – внезапное столкновение нескольких машин, совершение наезда автомобиля на стоящих/движущихся людей или удар транспорта об посторонний объект.

Важно! Событие должно произойти в пределах дороги.

Теоретически, ДТП считается и получение царапины на поверхности машины от ветки, края бордюра, пробитую шину, попадание колесом в ямку, или удар камня о лобовое стекло. Однако, такие происшествия ГИБДД относит к личным неприятностям, ведь страдает лишь имущество собственника.

Изменения

Президентом России был недавно подписан специальный закон, касающийся ужесточения ответственности, полагающейся гражданам, умышленно покинувшим место ДТП.

Если водитель, ставший виновником аварии, поспешил скрыться, мера наказания оценивается, смотря по степени серьезности происшествия:

· потерпевшим причинен серьезный (тяжкий) вред – лишение свободы максимум 4 года;

· летальный исход – 7 лет;

· погибло 2 и больше людей – 9 лет заключения.

Административная ответственность полагается, если отсутствуют признаки совершения уголовно-наказуемого действия. Например, виновник уехал, но люди целы, не пострадали.

Госдума специально пересмотрела меры наказания, ведь ДТП считаются опасным происшествием. В них часто страдают и гибнут люди. А виноватые спешат скрыться. Раньше таких граждан наказывали легче, чем оставшихся. Хоть это противоречило конституционным положениям, также правовой оценке ситуации.

Новый законопроект изменил систему.

Оценка происшествия

Частым наказанием по статистике остается лишение прав. На практике большинство аварий сопровождаются лишь порчей имущества. Однако, сотрудник ГИБДД вправе оценить ситуацию, выслушать стороны и составить протокол. Наказание назначается судом.

Судья учитывает:

  • первичность преступления;
  • наличие/отсутствие умысла;
  • серьезность аварии.

Мотивация гражданина – беглеца изучается подробно. Обычно такие водители спешат уехать, чтобы скрыть свое опьянение. И убежав, пытаются забыть случившееся, надеясь, что пострадавшая сторона не запомнила их машину. Судья строже относится к рецидивистам, кто ранее попадал в похожие ситуации и поступал также.

Другая причина бегства – невнимательность. Двигаясь в плотном потоке машин, водитель может не заметить сразу мелкое столкновение. Бывает, заметив неладное позднее, человек останавливается, но дальше места происшествия.

Бывает стороны изначально договариваются, достигают мирного консенсуса, пытаясь избежать вмешательства ГИБДД, составляют европротокол.

Мелкие происшествия граждане могут урегулировать сами. Инспекторы лишь советуют сделать это быстрее, чтобы освободить дорогу. Договорившись, люди разъезжаются. Позднее пострадавший вдруг пишет заявление о случившейся аварии и просит ГИБДД разобраться. Ранее стороны обговаривали все устно, не составляя письменного соглашения. Поэтому доказательств их разговора не осталось. Выходит, второго участника могут признать беглецом, покинувшим самовольно место ДТП.

Штраф за оставление места ДТП если нет пострадавших

Наличие или отсутствие пострадавших не влияет на размер штрафа. Будут оцениваться иные обстоятельства.

Водитель – беглец не будет наказан если:

1. ДТП обошлось без жертв, общая сумма понесенного ущерба невелика, у сторон небольшие претензии, они готовы уладить дело спокойно. Тогда можно обсудить происшествие и выявив виновника, договориться о компенсации. В итоге люди расходятся без привлечения инспекторов ГИБДД. Совет – зафиксировать результаты переговоров письменно. Пусть граждане напишут подтверждение отсутствия претензий.

2. Жертв нет, в аварии участвовало 2 машины, обе застрахованы (есть ОСАГО), а сумма полученного ущерба – 100 000 рублей (или меньше).

Остальные виды происшествий разбираются при участии сотрудников ГИБДД. Производят замеры, стороны дают показания, привлекаются свидетели – понятые. После установления вины гражданина, суд выносит вердикт.

Когда бегство с места ДТП останется безнаказанным

Если происшествие можно оформить согласно европротоколу, пострадавших нет и участники аварии готовы договориться. Они подтверждают отсутствие претензий. Второй случай будет истолкован иначе, ведь авария по закону – столкновение, после которого остаются жертвы.

Бывает, когда водитель, наоборот, желая помочь жертвам, сам невольно нарушает ПДД. Например, все произошло на пустынной, отдаленной трассе. Телефонной связи нет, других людей тоже нет поблизости. Желая привезти помощь, виновник уезжает. Или отвозит самостоятельно раненых в ближайшую больницу.

Тогда ему требуется вернуться потом на место случившегося. Иначе кроме самого ДТП его обвинят в самовольном отъезде.

Срок давности преступления

Согласно положениям КоАП, установленный срок давности – 3 месяца. Получается, если виновника не привлекут за это время к ответственности, инцидент будет считаться исчерпанным. В будущем человека уже нельзя будет обвинить.

Неумышленный отъезд

Водитель допустил невнимательность или был неосторожен. Когда гражданина вызывает ГИБДД, там выясняется, что, паркуя автомобиль,кто-то случайно задел соседний. Царапина небольшая, но потерпевший добился рассмотрения дела, решив найти виновника. Теперь неудачливого гражданина ждет лишение прав.

Действительно, по закону даже незнание обстоятельств не освобождает человека от ответственности. Поцарапав чужую машину и, уехал потом, он невольно покинул место случившегося. А потерпевший, заметив повреждения, ищет справедливости. Сотрудники ГИБДД могут отыскать виноватого. Посмотреть записи камер, опросить свидетелей.

Как обжаловать штраф ГИБДД в отдельной записи.

Самое печальное – последствия рассмотрения дела наступают неотвратимо. И желание виновника добровольно возместить ущерб уже неважно. Поэтому не стоит уезжать после происшествия. Лучше дождаться другую сторону и честно обсудить положение.

На практике результатом переговоров становится утверждение суммы возмещения. Когда виноватый готов оплатить ремонт автомобиля. Это удовлетворяет пострадавшего и люди расходятся, обменявшись контактами.

Обязанности водителя при ДТП

Он может отогнать машину в сторону, если ее положение мешает другим проезжать. Это нежелательно, но исключения есть.

Порядок действий человека, если произошла авария:

· остановить автомобиль, оставить там;

· включить «аварийку», рядом на дороге поставить аварийный знак – красный треугольник;

· оставить предметы, связанные с произошедшим ДТП на местах, для дальнейших экспертиз;

· определить результаты происшествия – наличие жертв.

Пострадавшие имеются:

· вызвать немедленно «Скорую помощь», также сотрудников ГИБДД;

· оказать по возможности первую помощь (этому водителей учат в автошколе);

· зафиксировать очевидцев, записав их ФИО, адреса, контакты;

· если случай экстренный – остановив попутку, отправить на ней раненых в больницу.

Когда других машин, кроме авто виновника нет, ему нужно снять место аварии на видео. Например, использовав свой видеорегистратор. Затем увезти раненых и оставив их в медучреждении, самому вернуться обратно.

Ситуация произошла в месте активного движения машин:

1. Участник должен зафиксировать место случившегося, повреждения и другие важные аспекты с помощью видео или фотосъемки. Подойдет телефон, регистратор, фотоаппарат.

2. Записать данные имеющихся свидетелей.

3. Убрать машину, отогнав ее рядом на обочину, если мешает движению.

4. Ждать вызванных ранее сотрудников ГИБДД.

По возможности сделать качественную съемку, чтобы в кадр попали госномера поврежденных машин и другие данные. Это впоследствии поможет самому инициатору происшествия защитить себя.

Единственное исключение – состояние здоровья виновника. Если после аварии он серьезно пострадал и был увезен без сознания на «Скорой помощи». Подобное тоже происходит. Тогда инспекторы ГИБДД опросят его в больнице, когда пациенту станет лучше. А картину случившегося будут восстанавливать, используя показания свидетелей, данные регистраторов обеих машин и опрос второй стороны.

Установка «треугольника» такой знак должен находится в машине каждого, это регламентировано правилами ПДД. При аварии ставить знак нужно, смотря по расположению машин. Главное уведомлять других водителей о положении авто, особенно ночью:

· на перекрестке – знаками прикрыть все опасные направления;

· видимость ограничена – расположить в проблемном месте, откуда аварию сложнее заметить;

· на дороге – поставить навстречу двигающимся автомобилям.

Важно!  Следить, чтобы знак оставался целым, его не сдувало ветром, не задевали проезжающие машины или проходящие люди.

Лучший вариант – оставить пространство, где случилась авария неизменным, чтобы инспекторы ГИБДД смогли составить потом полноценную картину. Главное – они смогли выявить истинного виновника.

Авария – стрессовая ситуация и порой людям приходится часами ждать. Пока приедет помощь и инспекторы. Особенно на пустынных междугородних трассах.

Некоторые пытаются успокоиться, выпив водки или другие спиртные напитки. По закону водителю, даже после сдачи анализов и опроса инспекторов, запрещается пить спиртное, также психотропные вещества. Кроме лекарств, назначенных врачом.

Читайте также:  Обзор кодов регионов на автомобильных номерах России
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования