Система распределения тормозных усилий EBD

Система EBD — сокращение от английской фразы Electronic brakeforce distribution — представляет собой дальнейшее развитие системы ABS. Изначально ABS — антиблокировочная система — воспринималась как прорыв в технологиях безопасности. Ее назначением было препятствовать блокировке колес, чтобы при экстренном торможении автомобиль сохранял прямолинейное движение, не входил в занос. И это в полной мере удалось, система ABS спасла много жизней и автомобилей, хотя на зимних шинах прилично увеличивала тормозной путь. Но с этим смирились, так это меньшее зло.

Однако со временем заметили, что надо дополнить эту систему более точной регулировкой тормозных усилий и не при экстренном, а при легком торможении, потому что по целому ряду причин колеса затормаживаются по-разному, что создаёт опасность заноса.

Конструкторы сели за расчеты, за эксперименты, и вот что удалось выяснить:

  1. при торможении передняя и задняя ось нагружаются неравномерно — больший вес идет на переднюю ось. Поэтому задние колеса могут входить в занос. Была поставлена задача выравнивать тормозные усилия по осям, но выравнивать не формально, а по обратной связи от датчиков, укрепленных на ступицах. Датчики следили за колесами, не допуская их полной блокировки, это уменьшает вероятность заноса и износ шин;
  2. кроме того, торможение автомобиля зависит от нагрузки — есть сзади пассажиры или нет. Система купирует и эти нюансы;
  3. колеса могут неравномерно тормозиться из-за того, что одно колесо попадает на скользкое или мокрое покрытие. Это было решено и в системе ABS, но она отлично работала только на прямых траекториях. А что в отношении поворотов? Нагрузка на колеса распределяется неравномерно — при повороте центр масс машины смещается к внешним колесам. Система EBD успешно регулирует тормозные усилия и в этом случае. А значит, стало безопасно тормозить и в поворотах, чего ранее категорически не рекомендовали.

Устройство, разновидность и принцип работы

Тормозной путь с EBD и без нее
Читайте также:  Что делать, если горит АБС

Система работает на базе стандартной ABS, по сути, изменилась только электроника. Смысл работы системы — обеспечение одинакового торможения всех колес, а достигается это периодическим сбросом давления в заблокированных колесах.

Как и раньше, сигналы о скорости вращения колес снимаются с каждой из осей посредством датчиков. Сигналы поступают в электронный блок управления, общий для ABS и EBD. Компьютер, установленный в электронном блоке, анализирует информацию и передает сигналы на гидравлические устройства — клапаны тормозной системы, то открывая, то закрывая их.

Далее идет обратная связь: сигнал от датчиков снова поступает на блок управления, система снова анализирует данные и корректирует — типичная автоматика с обратной связью. Простая и надежная.

Применение EBD

Систему начали применять в конце восьмидесятых годов. Вначале ее воспринимали как техническую диковинку, как маркетинговый ход, позволяющий увеличить продажи автомобилей. Но после нескольких спасенных жизней к ней стали относиться всерьез, а сейчас эта система полностью вытеснила архаичную ABS или, точнее, дополнила и трансформировала ее. И сейчас ее ставят на большинство автомобилей.

Часто задаваемые вопросы

Какой главный недостаток системы?

Поскольку система, пусть и на короткое время, растормаживает колеса, тормозной путь увеличивается. Эксперты говорят о 10 — 15 процентах возрастания тормозного пути. Но это меньшее из зол.

Надо ли как-то обслуживать систему?

Водитель не должен самостоятельно вмешиваться в работу тормозных систем. Все, что он должен делать, — содержать машину в чистоте, следить за уровнем тормозной жидкости и сигнальными лампами.

Правда ли, что система позволяет тормозить в поворотах?

Правда. В затяжных поворотах система гарантирует нужную траекторию движения автомобиля, его не выбросит на встречную полосу или в кювет. Между тем в резких поворотах без крайней необходимости лучше вообще не тормозить.

Спасет ли система от заноса, если в повороте машина наедет одним колесом на лед или рыхлый песок, а второе будет на сухом покрытии?

Да, испытания это подтвердили.

Правда ли, что, в отличие от ABS, система срабатывает даже при малейшем нажатии на педаль тормоза?

Читайте также:  Разберем действия после ДТП

Да, правда, достаточно легкого нажатия.

Плюсы и минусы

Плюсы системы в том, что в любой ситуации все колеса автомобиля тормозят одинаково. Нет проскальзывающих или намертво заблокированных колес. Автомобиль выдерживает траекторию, не уходит в занос.

Цена системы невелика, ее можно применять даже на недорогих автомобилях.

О минусах уже говорили — увеличивает тормозной путь, но конструкторы борются с этим.

Вывод

Автомобильные тормоза прошли эволюционный путь от барабанных к дисковым, а дисковые тормоза, в свою очередь, обзавелись помощниками — сначала ABS, потом и EBD. Эти системы прощают некоторые погрешности управления автомобилем, особенно, когда за рулем новичок и спасают не только жизни, но и имущество. Но все же следует водить аккуратно, не переоценивая возможности техники, соблюдая скоростной режим и правила дорожного движения, уважая других участников движения.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования
Adblock
detector