Зачем нужен техосмотр для ОСАГО?

Многочисленные нововведения в законодательстве, касательно правил прохождения техосмотра и страхования автомобилей, введут в заблуждение начинающего автолюбителя. Техосмотром называют операцию технического контроля транспортного средства. Она обязательна для всех автомобилей, которые передвигаются по дорогам внутри страны. Только после технического осмотра на сертифицированном ПИКе становится возможным приобрести ОСАГО и КАСКО.

Для чего нужен техосмотр?

Он позволяет выявить и своевременно устранить неполадки, влияющие на безопасность на дороге. До 2012 года автовладельцы приобретали ОСАГО независимо от прохождения техосмотра, а процедура контроля за техническим состоянием авто была возложена на сотрудников ГИБДД. После внесённых поправок в законодательство изменился порядок оформления полисов. Талоны ТО были заменены диагностической картой, служившей основанием для выдачи ОСАГО.

Исключением для прохождения инструментального контроля являются следующие категории транспорта:

  • принадлежащих силовым и ведомственным структурам министерства обороны, состоящих на учете в ВАИ;
  • находящихся в ведомстве МВД;
  • самодвижущиеся повозки и трактора с объемом двигателя меньше 50 см3или менее 4 кВт для электродвигателя, состоящие на учете в Гостехнадзоре.

Как часто нужно проходить?

По новым правилам периодичность проведения техосмотра привязана возрасту автомобиля и его эксплуатационной категории. Легковым машинам, грузовикам полной массой до 3,5 тонн, мотоциклам и прицепам, чей возраст с момента выпуска на заводе не превышает 3 лет, диагностическая карта не выдается, а полис ОСАГО страховая компания оформляет на основании ПТС.

На новые грузовые машины категории «С» это правило не действует – они проходят техосмотр каждый год.

Начиная с 3-х летнего возраста техосмотр для ОСАГО достаточно проходить раз в два года – в 3 и 5 лет соответственно. Действие диагностической карты составит 2 года, но страховать свою ответственность владелец обязан ежегодно.

С семилетнего возраста все автомобили проходят процедуру осмотра один раз в год. Исключения составляют автомобили таксопарков, автобусы и транспорт, который осуществляет перевозку грузов опасной категории. Этим категориям предписан 6-ти месячный интервал обследования техсостояния.

Документы о прохождении

Проведением осмотра технического состояния транспортных средств могут заниматься только сертифицированные сервисы, состоящие в единой базе автостраховщиков.

Нарушение этого требования или передача ложной информации о прохождении техосмотра ТС наказывается административным штрафом в размере 300000 рублей.

Выданная диагностическая карта имеет печать и подпись оператора станции техосмотра. В стандартном виде это документ несёт информацию о всех проведенных проверках и неисправностях в ТС. На основании этого делается заключение о техническом состоянии машины и возможности её эксплуатации на дорогах общего пользования. При обнаружении неисправностей карта не выдаётся до их полного устранения.

Номер диагностической карты, состоящий из 21 цифры, является уникальным, автоматически попадает в базу ЕАИСТО и доступен любому страховщику. Поэтому покупка полиса ОСАГО стала возможной только при предъявлении действительной карты о прохождении техосмотра.

Данные хранятся в единой системе технического осмотра 5 лет.

Стоимость техосмотра

Предельная стоимость услуги в 2018 году устанавливается в зависимости от категории транспортного средства. Действуют следующие категории оплаты техосмотра ТС: М – легковые авто и автобусы, О – прицепы и полуприцепы, N – грузовики.

Цена на услуги техосмотра составит:

  • мотоциклы – 240 рублей;
  • категория М1 (легковые авто массой до 3,5 тонн) – 800 рублей;
  • категория М2 (до 5 тонн) – 1290 рублей:
  • для М3 свыше 5 тонн – 1560 рублей;
  • грузовики менее 3,5 тонн категории N1 – 770 рублей;
  • N2 до 12 тонн составит 1510 рублей;
  • Для N3 массой от 12 тонн – 1630 рублей.

Стоимость техосмотра не связана с возрастом и пробегом автомобиля и определяется только установленной ценой для конкретного субъекта федерации. Исключение составляют дополнительные услуги, предоставляемые оператором техстанции.

Госпошлина с 2012 года не взимается.

Стоимость процедуры техосмотра может отличаться в разных регионах. Это зависит от количества зарегистрированных автомобилей в области и дотационной составляющей субъекта.

В Центральном Федеральном округе наименьшая цена будет в Брянской и Липецкой областях. Самые дорогие диагностические карты в Москве – в среднем 720 рублей. В ЮФО дешевле всего услуга обойдется в Астраханской области и Адыгее. На северо-западе лидируют г. Санкт-Петербург с 840 рублями и Мурманская область, где прохождение техосмотра выйдет в 710 рублей. Абсолютными лидерами в стоимости стали Приморский край и Чукотский АО – стоимость диагностической карты превышает 900 рублей.

Для примера приведены цены в Республике Хакасия.

Как пройти техосмотр?

Для автовладельца процесс оформления диагностической карты теперь значительно упростился. Ему необходимо предоставить исправный автомобиль и документы, подтверждающие его личность, документы на транспортное средство (ПТС, свидетельство о регистрации), доверенность (если присутствует иное лицо).

Перед визитом на сервисную станцию рекомендуется проверить исправность узлов автомобиля, влияющие на безопасность движения, которые будут проверяться оператором ТО. Эта информация содержится в перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. При повторном прохождении оплачивается полная стоимость.

Список проводимых проверок:

  • внешний осмотр;
  • работоспособность наружных световых приборов, клаксона;
  • контроль тормозной системы и работоспособность ручного стояночного тормоза;
  • целостность стекол, зеркал, соответствие ремней безопасности правилам;
  • износ шин и глубина протектора;
  • соответствие выхлопа двигателя экологическому классу авто.

Наказание за отсутствие техосмотра

Для всех автовладельцев штраф за отсутствие талона техосмотра не накладывается. Ответственность предусмотрена за отсутствие страхового полиса в размере 800 рублей. Исключением будут водители ТС, которые обязаны проходить техосмотр каждые полгода (автобусы, спецтранспорт). Отсутствие диагностической карты у этой категории ТС наказывается штрафом 500 800 рублей.

Можно ли купить техосмотр?

Такая возможность действительно есть и к услугам недобросовестных сервисменов прибегают люди, которые неуверенны в исправности своих авто или хотят скрыть серьезные дефекты.

Делать это не рекомендуется по нескольким причинам.

Во-первых, диагностическая карта может оказаться поддельной и не пройдет проверку при заключении договора страхования. Во-вторых, сознательно получая фальшивый талон техосмотра, оператор, выдавший карту, несёт всю ответственность за возможные ДТП и их последствия. Владелец автомобиля рискует в случае наступления страхового случаю остаться без выплаты со стороны страховщика, если будет доказан факт подлога техосмотра.

Читайте также:  Поговорим про реестр лицензий такси
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования