Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

В формуле для вычисления расценок при подготовке договора ОСАГО используется не вполне понятный и прозрачный для автовладельцев множитель. Речь идёт про КБМ (коэффициент бонус-малус или скидка за безаварийную езду) и тесно связанный с ним термин: класс водителя. Попробуем в них разобраться.

Подробнее про КБМ и класс водителя

Категория аккуратности езды водителя тарифицируется в союзе страховщиков по такой линейке:

М 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Отправной точкой отсчета является 3 класс.

При условии ответственной и безубыточной для страховщиков езды, статус автолюбителя ежегодно равномерно растёт, вплоть до высшего, 13-го. Если же страхователь становится виновником ДТП начинается обратное движение и категорийность при подписании следующего договора снижается.

Но класс водителя это всего лишь буквенная интерпретация множителя КБМ – именно он включен в формулу и может значительно повлиять на итоговые расчеты при получении полиса ОСАГО. Тарифицируется коэффициент бонус-малус по такой линейке:

2,45 2,3 1,55 1,4 1 0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5

Как формируются показатели?

Изначально каждый страхователь получает 3 класс или значение КБМ 1 балл. Всякий последующий безаварийный год равномерно прибавляет к мастерству автолюбителя по 1 баллу и понижает коэффициент бонус-малус на 0,5 балла.

При возникновении же с подачи страхователя ДТП всё происходит наоборот статус водителя понижается, а множитель КБМ растёт.

Причем изменение этих показателей прогрессирует тем сильнее, чем текущий класс водителя меньше, а количество виновных ДТП больше.

Возможные причины снижения значения

Снижение статуса аккуратности водителя и увеличение КБМ напрямую связано с количеством ДТП по вине страхователя в этом году, которые повлекли за собой денежные выплаты по ОСАГО.

Длительный (более года) перерыв между заключением договоров ОСАГО также приводит к тому, что все накопленные баллы сгорают и страховая история автолюбителя начинается с чистого листа.

Бонус-малус может «потеряться» при изменении ваших личных данных, например получении новых водительских прав. Обязательно проверяйте актуальность этих сведений.

Немного запутались в цифрах и терминах? Давайте обратимся к таблице.

Правила и таблица

При решении ценовых вопросов по договорам ОСАГО все страховые компании оперируют табличными данными по категориям аккуратности езды и жёстко привязанных к ним КБМ. Любые изменения этих значений влекут за собой прирост или сокращение цены полиса.

Класс водителя Скидка за безаварийную езду (КБМ) Процент изменения стоимости полиса Количество виновных ДТП с выплатами, произошедших за этот год
0 1 2 3 4
Класс водителя на следующий год
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Как пользоваться таблицей?

Ориентироваться в таблице просто. Используем два показателя: действующий класс водителя и количество зафиксированных обращений по поводу его виновности в ДТП.

Выбираем свой класс водителя. Рядом сразу видим текущий КБМ. Теперь находим столбик с количеством зафиксированных ДТП и на пересечении этих двух показателей видим цифровое или буквенное обозначение своего нового водительского статуса. Вернувшись в первый столбик, ищем полученный класс и вот он, рядом с ним, наш новый коэффициент бонус-малус.

Примеры

Проверим на примерах.

  1. Страхователь начального 3 статуса спровоцировал в текущем году два ДТП, с последующими денежными компенсациями по ОСАГО. Применив вышеизложенный алгоритм, видим, что в будущем году его класс будет понижен до М, КБМ увеличен до значения 2,45, а цена полиса вырастет на 145% максимальное значение.
  2. Страхователь начального 3 статуса аккуратно ездил 5 лет подряд, равномерно набирая по 1 бонусу в год. Применяем алгоритм и видим, что на 6 год он получит 8 класс и КБМ 0,75, а значит, сэкономит целых 25% от первоначальной стоимости своего страхового полиса. Однако, если он спровоцирует ДТП на 6 год, то его статус упадёт до 5-го, при этом пропадёт 15% бонусов.

Как узнать?

Проконтролировать свой КБМ (или класс водителя) допустимо двумя способами:

  • В офисе страховой компании. Вам потребуется лично явиться, взяв с собой нужные документы:паспорт, водительское удостоверение, а также сам полис ОСАГО.
  • Не выходя из дома, посредством посещения сайта Российского Союза автостраховщиков (РСА).

Как узнать онлайн?

В режиме реального времени проконтролировать свой коэффициент бонус-малус совсем несложнона сайте РСА autoins.ru.

Что потребуется?

Всего лишь заполните на сайте определенную форму со сведениями о себе.

Пошаговые действия

Давайте рассмотрим подробнее.

Открываем сайт РСА autoins.ru, находим слово ОСАГО:

Далее находим пункт: «Сведения для страхователей, необходимые для расчета КБМ»:

Выбираем пункт «Сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ»:

Далее, сообразно требованиям Закона о защите персональных данных, следует поставить отметку в соответствующем поле:

Заполняем все строки с личными данными:

Пройдя код проверки в нижней части страницы и кликнув кнопку «Поиск», вы запустите процесс расчета КБМ.

КБМ и класс при неограниченной страховке

В случае, когда к управлению автомобилем допущено неограниченное количество лиц, расчет КБМ ведется по владельцу машины. Но при этом все баллы начисляются уже на сам автомобиль, а не на водителя.

Это значит, что при смене машины страховая история автовладельца начнётся заново.

Минимальный класс среди допущенных водителей

При подготовке полиса ОСАГО с определенным перечнем допущенных к вождению лиц, расчетный бонус-малус будет учитываться по водителю, имеющему наименьший класс.

Как КБМ и класс определяются страховыми компаниями?

Все существующие коэффициенты бонус-малус и категории аккуратности езды водителей содержатся в объединенной базе российского союза автостраховщиков.

Читайте также:  Ситуация, когда штраф ГИБДД просрочен, возможные последствия
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования