За последние несколько лет каждый автовладелец столкнулся на личном опыте с теми нововведениями, которые произошли в процедуре технического осмотра. Изменился не только порядок осуществления диагностики, но и место его проведения, и даже выданные документы. Раньше по результатам техосмотра автовладельцу вручался талон техосмотра, который необходимо было повсюду возить с собой.
Теперь ему на смену пришла диагностическая карта, нужная фактически только для того, чтобы оформить автостраховку ОСАГО. По сути дела, полному изменению подверглась вся система, которая выстраивалась годами, и до сих пор многие автолюбители не могут разобраться во многих вопросах, а также правильно проверить техосмотр.
- 1. Как выглядит диагностическая карта
До вступления в силу изменений в 2012 году, единственным документом, который получал владелец транспортного средства по результатам прохождения техосмотра, был талон ТО. Этот бланк небольшого размера необходимо было повсюду возить с собой, и за отсутствие бумаги инспектор ГИБДД мог наложить серьезные штрафные санкции.
Такое нововведение, как диагностическая карта, стало практически полной противоположностью талону техосмотра. В отличие от него, она представляет собой документ альбомного формата, на котором располагается обширная таблица, включающая в себя 65 различных граф, обязательных к заполнению. По итогам проведенной диагностической процедуры, эксперт вносит в данную таблицу полученные сведения о техническом состоянии всех узлов транспортного средства.
Экспертизе подвергается любая мельчайшая деталь, и не пройти техосмотр можно даже из-за такого обстоятельства, как наличие тонировки на лобовом стекле. Поэтому если ваш автомобиль не смог соответствовать всем необходимым требованиям и нормам, в диагностическую карту заносятся замечания эксперта, и владельцу отводится двадцатидневный срок на исправление всех имеющихся недостатков. После этого техосмотр придется пройти повторно.
Несмотря на столь строгие требования, для карты техосмотра до сих пор не существует единой установленной формы. Тем не менее, любая попытка ее подделать не может увенчаться успехом, так как по новому закону все электронные копии выданных диагностических карт должны сразу же вноситься в Единую Автоматизированную Информационную Систему Технического Осмотра. Проверить подлинность документа очень легко — если в базе диагностических карт содержатся ваши сведения, то он выдан абсолютно официально, и имеет полную силу.
- 2. Особенности прохождения техосмотра для разных категорий транспорта
В зависимости от того, какой возраст и назначение имеет ваше транспортное средство, сроки прохождения техосмотра существенно различаются. Так, например, новым автомобилям, мотоциклам и грузовикам, возраст которых не превышает трех лет, процедура диагностики не требуется.
Следует учитывать, что трехлетний период отсчитывается с момента выпуска машины, а не с начала ее эксплуатации. Таким образом, если до покупки ваш автомобиль простоял какое-то время в салоне у дилера, то первое прохождение техосмотра нужно будет планировать с учетом этого периода. Не забывайте также проверить техосмотр и убедиться в его легальности!
Если легковому автомобилю или мотоциклу уже исполнилось три года, но еще нет семи лет, то диагностику следует проходить один раз в два года. То же самое касается и грузовиков с допустимой максимальной массой до 3,5 тонн. Грузовые автомобили с разрешенной массой свыше этой величины проходят осмотр ежегодно. Для любого транспортного средства, используемого для пассажирских перевозок, существуют отдельные правила, согласно которым техосмотр должен осуществляться раз в полгода, вне зависимости от возраста машины.
- 3. Почему следует проверить диагностическую карту
Хотя все нововведения направлены на то, чтобы сделать процедуру технического осмотра более доступной для всех автовладельцев, в ней по-прежнему остается множество недостатков. Одним из таких моментов является внешний вид диагностической карты, подделать которую легко и быстро может любой недобросовестный оператор ТО.
Распечатать нужный бланк с таблицей на принтере можно в считанные секунды, а единой официальной формы для данного документа не предусмотрено. Поэтому для не информированных автолюбителей вероятность попасть в руки мошенников очень высока. Для того чтобы обезопасить себя от поддельной диагностической карты, следует вовремя проверить техосмотр через специальную информационную базу.
Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра — это сервис, созданный специально для того, чтобы доподлинно подтвердить легальность каждой диагностической карты. В данном электронном ресурсе объединены все операторы технического осмотра, получившие официальную аккредитацию от Российского Союза Автостраховщиков. Каждая выданная диагностическая карта ЕАИСТО фиксируется в течение суток после оформления, и ее данные сохраняются на протяжении последующих пяти лет.
Проверку документов осуществляют в основном страховые компании перед тем как заключить с автовладельцем договор Обязательного Страхования Автогражданской Ответственности. Однако на сегодняшний день такая возможность стала доступна практически каждому человеку. Если вы получили карту ТО, и желаете убедиться в ее подлинности, то процесс проверки происходит на основании одного из параметров документа, которые должны находиться в единой базе диагностических карт и выдаваться по электронному запросу.
В том случае, если ваши данные не найдены системой, это должно послужить серьезным поводом для беспокойства. Вполне возможно, что в сервисе произошел кратковременный технический сбой, и следующая попытка окажется удачной. Но если повторная проверка по-прежнему не увенчалась успехом, это означает что вы стали жертвой недобросовестного оператора ТО. Оформленный с помощью такой карты техосмотра страховой полис ОСАГО не имеет никакой силы, и в случае аварии вам самостоятельно придется компенсировать ущерб пострадавшим.
- 4. На что следует обращать внимание при получении техосмотра
На сегодняшний день процедура технического осмотра осуществляется уже не органами ГИБДД, а коммерческими операторами, которые получили это право с 2012 года. Для того чтобы проводить ТО, станция должна предварительно пройти обязательную аккредитацию в Российском Союзе Автостраховщиков, и находиться в официальном реестре. Таким образом, первым делом вам следует проверить наличие лицензии (аттестата) у выбранного оператора техосмотра.
Следующим этапом станет проверка легальности уже готовой диагностической карты. ЕАИСТО предоставляет эту возможность для всех желающих. Для этого вы можете воспользоваться сервисом, представленным на нашем сайте. Вся процедура займет минимальное время, но в итоге вы сможете быть абсолютно уверены в подлинности документа.
Стоит отметить, что до недавнего времени сервис онлайн-проверки диагностической карты ЕАИСТО был доступен только авторизованным операторам. И для того чтобы убедиться в том, что карта ТО была получена легально, приходилось ехать в ближайшие пункты техосмотра. Сегодня эта возможность стала реальной абсолютно каждому автолюбителю благодаря нашему сервису. Не упустите возможность проверить подлинность диагностической карты техосмотра, и обрести абсолютную уверенность на дорогах.