О блоке АБС

Антиблокировочная система, или ABS, это система активной безопасности, полностью интегрированная в тормозную систему и предназначенная для предупреждения блокировки колес во время торможения автомобиля или иного транспортного средства. Благодаря работе АБС сохраняется курсовая устойчивость и управляемость ТС даже при резком нажатии на педаль тормоза, что повышает безопасность вождения транспортного средства.

АБС является электромеханической системой — за управление отвечает электронный блок АБС, получающий информацию от датчиков и передающий команды в тормозные цилиндры. Блок АБС обеспечивает эффективную работу тормозной системы при максимальном уровне тормозной силы и отсутствии блокировки колес.

Устройство и основные компоненты

Система ABS состоит из следующих элементов:

  1. датчиков, устанавливаемые на ступицы колес транспортного средства;
  2. гидравлического блока;
  3. ЭБУ, получающего информацию от датчиков и передающего команды гидравлическому блоку.

Гидравлический блок АБС состоит из насоса, клапанов регулировки давления и гидравлических аккумуляторов.

Принцип работы системы

Работа ABS состоит из трех последовательных этапов.

  1. Повышение давления в тормозном цилиндре, вызываемое нажатием тормоза и открытым впускным клапаном. Если датчики АБС фиксируют излишне быстрое снижение частоты вращения колеса, то ЭБУ дает команду на закрытие впускного клапана.
  2. Удержание давления. ЭБУ поддерживает постоянный уровень давления несмотря на действия водителя, благодаря чему достигается максимальная тормозная сила. При излишнем снижении скорости вращения колеса и угрозе его блокировки наступает следующая фаза работы АБС.
  3. Сброс давления благодаря открытию выпускного клапана и откачке тормозной жидкости. После того, как частотность вращения колеса приходит в норму, выпускной клапан закрывается. Цикл повторяется с начала.

Последовательная частотность всех фаз работы ABS может достигать 10 раз в секунду в зависимости от типа транспортного средства и поколения ABS.

Поколения АБС

ABS можно назвать детищем германского автопрома. Впервые работоспособная система антиблокировки колес была представлена Daimler-Benz в 1970 году и получила название «ABS 1». Первое поколение имело существенные недостатки и не пошло в массовое производство. Для исправления ситуации к работе над антиблокировочной системой были привлечены специалисты концерна Bosch. В 1978 году инженеры Bosch представили второе поколение ABS, которое стало устанавливаться в качестве опции на автомобили класса «люкс», а затем и на массовые модели

С каждым поколением АБС становилась совершеннее, уменьшалась ее масса и габариты. С 80-х годов в АБС была интегрирована система распределения тормозных усилий (EBD). С начала XXI века антиблокировочная система стала обязательным элементом новых автомобилей, продаваемых на территории Евросоюза.

В 2010 году инженеры Bosch выпустили 9-е поколение ABS (аналог показан на схеме).

Вес гидравлического блока последней модели системы составляет 1,1 кг, что в 6 раз меньше, чем у прародителя, появившегося в 1978 году.

Плюсы и минусы системы ABS

Внедренная в тормозную систему АБС дает автомобилю несомненные преимущества:

  1. в большинстве случаев уменьшается тормозной путь;
  2. сохраняется управление даже при экстренном торможении, благодаря чему можно избежать ДТП;
  3. сохраняется курсовая устойчивость при торможении в поворотах;
  4. требуется меньше навыков вождения от водителя.

В отдельных случаях наличие АБС на автомобиле может обернуться и минусами.

Недостатки антиблокировочной системы могут проявляться при торможении на дорожном покрытии с недостаточным сцеплением.

  1. При торможении на скользком, рыхлом или сыпучем покрытии, например, снегу, песку или льду, увеличивается тормозной путь. При торможении на снегу или льду АБС снижает эффективность шипованной резины, также система не дает создавать «эффект плуга», позволяющий затормозить при движении по песчаному покрытию.
  2. Также отмечаются проблемы при торможении на полотне с разнородным покрытием, например, асфальте с отдельными участками, покрытыми снегом или льдом. ABS не в состоянии подобрать наиболее эффективное тормозное усилие, поэтому может увеличиваться тормозной путь автомобиля.
  3. Минусы проявляются при движении на неровном асфальте, покрытом щелями, кочками и выбоинами. АБС пытается разблокировать подпрыгнувшее на неровностях покрытия и зависшее в воздухе колесо, что приводит к общему снижению эффективности торможения. В итоге тормозной путь автомобиля увеличивается.
  4. ABS полностью отключается при низкой скорости движения автомобиля (менее 5 км/ч). Поэтому при торможении «в пол» на такой скорости может приводить к нештатным ситуациям, например, на крутом спуске.

В большинстве случаев недостатки АБС можно компенсировать, увеличивая дистанцию и сокращая скорость движения на небезопасном покрытии.

Подведем итоги

Система ABS — один из основных помощников водителя, позволяющая сохранить устойчивость и управляемость транспортного средства при торможении. Сейчас до 90% всех новых автомобилей серийно оснащается антиблокировочной системой. Однако ее нельзя назвать панацеей — АБС лишь помогает избежать нештатных ситуаций при торможении, а не полностью их предупреждает.

Читайте также:  Новое в законах об ОСАГО
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования