Мир автомобильных устройств не останавливается в развитии. Если раньше единственным способом торможения было интенсивное нажатие на тормозную педаль, то теперь появились встраиваемые «помощники».
Один из них – антиблокировочная система (ABS), которая работает на специальных датчиках.
Подробнее о датчике
Датчик – это зрительный орган системы ABS.
Смысл устройства фиксация момента блокировки для снижения давления тормозной жидкости
Конструкция датчика:
- сердечник;
- корпус;
- импульсное кольцо;
- катушка.
Типы устройства:
- пассивные;
- активные.
Исторически первыми вышли пассивные варианты устройства, которые крупны по габаритам и отличаются малой точностью. Коренной недостаток пассивного типа – датчик срабатывает только при необходимом минимуме вращения колес.
Активный тип появился в конце 20 столетия. Его достоинство – независимость от источников питания.
Помимо этого, активный датчик АБС позволяет фиксировать работу тормозной системы уже с момента начала движения без каких-либо ограничений.
Как работает ABS
Механизм работы: при торможении в гидравлической системе возникает давление, которое прижимает колодки к дискам. Сжатие запускает процесс торможения автомобиля. Датчик АБС позволяет обнаружить неравномерное давление на разные колеса и своевременно сбросить давление в системе. Скорость реакции датчика поразительна – 6-20 раз в секунду.
В работе датчиков используются знания электромагнитного поля. При рассекании поля импульсное кольцо передает сигнал в катушку, которая направляет информацию в блок управления.
Главное предназначение АБС – позволить водителю держать контроль над управлением автомобиля даже в экстренных случаях. Без системы колеса при сильном торможении будут заблокированы, и водитель не сможет исправить ситуацию.
Добавочное преимущество ABS – сокращение тормозного пути, что увеличивает безопасность дорожного движения.
Проверка датчика
Основной «симптом» неисправного датчика – колеса перестали блокироваться, так как не передается сигнал в блок управления. В такой ситуации потребуется снять измерители и сделать тестирование сопротивления.
Датчики располагаются на ступице у колеса.
Порядок проверки:
- присоединение пинов к разъемам;
- измерение сопротивления тестером;
- анализ результатов.
Рекомендуется сделать замеры в разных местах конструкции.
Стоит руководствоваться следующими показателями:
- ножка переднего правого датчика – от 7 до 25 Ом;
- сопротивление изоляции – выше 20 кОм;
- ножка заднего правого датчика – от 6 до 24 Ом.
Без соответствующего оборудования и знания конструкции сделать правильные замеры будет затруднительно.
Возможные неисправности
Сломанная система АБС не будет выполнять свою прямую функцию. На практике распространены следующие дефекты:
Неисправность | Признак | Что нужно сделать |
Короткое замыкание | При замерах сопротивление равно нулю или стремится к такому показателю | Зависит от степени поражения |
Обрыв цепи | При замерах сопротивление стремится к бесконечности | Поможет только профессиональная пайка |
Искаженные сигналы | Окисленные контакты | Обработка |
Датчик абсолютно не работает | Нет питания и физические повреждения конструкции | Заменить |
Непременный предварительный этап – диагностика.
Только после проверки системы можно проводить конкретные мероприятия по устранению дефектов.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли проводить самодиагностику?
Никто не запрещает предварительно проверить датчик АБС на работоспособность, но качественно и надежно это можно сделать только в профессиональных сервисах.
Какой тип датчика лучше?
Зависит от суммы денег, которыми располагает автовладелец. Датчики, которые основаны на эффекте Холла, на данный момент считаются самыми точными. В основе конструкции лежат микросхемы.
Могут ли отключиться все датчики сразу?
На практике неисправность затрагивает только одно устройство. Постепенно проблема может выявится и на других колесах.
Подведем итоги
Датчик ABS – это глаза и уши тормозной системы. Плохой сигнал гарантирует проблемы при работе АБС. Чтобы своевременно выявить возможные проблемы, рекомендуется обращаться в специализированные центры. Самодиагностика – способ выявления дефекта, но не метод его устранения.