Подробно о приказе Минтранса №15

Нормативный акт, регулирующий рабочее время шоферов, был утвержден еще в 2004 году. Это приказ Минтранса за № 15.

Документ устанавливает режим работы и отдыха шоферов, работающих на основании трудового договора. Не распространяется действие нормативно-правового акта на тех, кто:

  • Работает не по трудовому договору. Например, водителей полиции или вооруженных сил, трудовые обязанности которых возникают на основании служебного контракта, а также шоферов, оказывающих услуги по договору гражданско-правового характера;
  • Работает вахтовым методом;
  • Занят в области перевозок между разными государствами.

Работодатель обязан соблюдать требования приказа при составлении графика работы своих водителей.

Основные положения

Рабочее время

Согласно нормативно-правовому акту к рабочему времени шофера относится:

  • Время, в течение которого он находится за рулем;
  • Перерывы с целью отдыха (например, обеденный);
  • Подготовительные мероприятия незадолго до выезда в рейс, а также работы после окончания смены;
  • Период прохождения медосмотра перед рейсом;
  • Стоянка;
  • Обеспечение сохранности груза;
  • Нахождение на рабочем месте без управления машиной.

Кроме того, приказ Минтранса № 15 содержит следующие положения, касающиеся рабочего времени шофера:

  • Общая длительность времени труда в течение одной недели не должна быть более 40 часов. Если шофер работает пять дней в неделю, то ежедневная продолжительность труда должна равняться 8 часам, если же неделя шестидневная – 7, а в субботу 5 часам;
  • Если специфика деятельности шофера не позволяет придерживаться сорокачасовой рабочей недели, то общее время труда считается за несколько месяцев (до трех). При таком способе контроля отработанного времени одна смена не может длиться свыше 10 часов, а количество рабочих часов за семь дней – превышать 56;
  • Рабочий день шофера, управляющего автобусом или другим видом общественного транспорта, допускается поделить надвое. Каждая из его частей не может быть более 5 часов, а перерыв между ними – 2 часов (правда, он может быть увеличен работодателем до 3). При этом шофер вправе делать пятнадцатиминутные передышки при управлении машиной. Они, как и обед, не входят в перерыв между двумя частями смены;
  • В сутки время непосредственно нахождения за рулем и управления машиной не должно быть более, чем 8 часов;
  • Время c учетом переработок не должно быть более 12 часов в сутки.
Читайте также:  Езда без прав (водительского удостоверения): виды и наказание

Отдых

Отдых шофера регулируется следующим образом:

  • Водителю должен предоставляться перерыв на обед не менее получаса и не более 2 часов. Если смена длится свыше 8 часов, работодатель должен предоставить два таких перерыва;
  • Время отдыха шофера должно вдвое превышать время его работы. При суммированном способе исчисления рабочего времени длительность отдыха должна составлять не менее 12 часов в день, однако может быть сокращена на 3 часа, если для того, чтобы отдохнуть, нужно добраться до специального места;
  • Общая длительность отдыха в течение недели не может быть меньше 42 часов;
  • При междугородных маршрутах шофер отдыхает не менее, чем 11 часов. Работодатель имеет право уменьшить это время на 3 часа. Такое уменьшение можно сделать не более трех раз в течение недели, однако на следующей неделе нужно дать сотруднику отдохнуть столько времени, на сколько был сокращен отдых ранее;
  • В выходные и праздники шофера привлекают к работе только с его согласия, которое тот дает в письменной форме. При этом за такую работу предоставляют отгул или оплачивают ее по двойной ставке.

Как трактовать, если машиной управляют двое?

В случае, если машиной управляет экипаж из двух водителей, к ним применяются точно такие же правила, как и к одному шоферу. Приказ содержит лишь одно исключение на этот счет. Так, если при междугородных рейсах за 30 часов авто вели два человека, то каждый из них должен был иметь отдых не менее 8 часов подряд.

Иными словами, если предположить, что водители управляют машиной поровну, то выходит, что каждый из них за 30 часов вел автомобиль 15, и на эти 15 часов должны приходится 8 и больше часов отдыха.

Ответственность за нарушения

В настоящее время ответственность за несоблюдение режима работы и отдыха предусмотрена только для водителя. Устанавливает ее часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ. Наказание по ней – административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Однако работать в нарушение требований приказа № 15 шофера нередко заставляет работодатель. В связи с этим Правительство России весной 2018 года подняло вопрос о введении наказания для таких недобросовестных предприятий. Если Госдума поддержит эту инициативу, в статью 11.23 КоАП будут внесены соответствующие изменения.

Последние изменения

Приказ действует в редакции, принятой в мае 2018 года. Она ввела следующие новшества:

  • Водитель любого вида автомобиля через 4 часа после того, как начал передвижение, должен остановиться и сделать перерыв в 15 минут, чтобы отдохнуть. После этого такой перерыв обязателен каждые 2 часа;
  • Смена шофера, который осуществляет междугородные перевозки, может быть продлена до 12 часов, если для отдыха нужно добраться до специально отведенного места;
  • Установленные правила работы не действуют в отношении шоферов пожарного расчета или спасательной службы.
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования