Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

Опасный груз – это такой груз, который может во время хранения или перевозки взорваться, воспламениться, повлечь ожоги или отравления, а также вызвать иные чрезвычайные ситуации. Проще говоря, это предметы и вещества, имеющие повышенную опасность и требующие крайне бережного обращения.

Однако часто возникает потребность применения таких веществ в хозяйстве и промышленности и, как следствие, необходимость в их транспортировке на большие расстояния. Для нее используют в том числе и автомобильный транспорт.

Почему требования такие жесткие

К перевозке опасных грузов предъявляются особые требования, которые отличаются от предъявляемых к транспортировке прочих товаров: они гораздо строже. И это не случайно, ведь неправильное обращение с такими грузами может повлечь серьезные последствия вплоть до экологического бедствия, а также причинить вред жизни и здоровью окружающих людей.

В Российской Федерации такие требования установлены специальными правилами, утвержденными постановлением правительства.

В странах Европы действуют международные правила, разработанные по инициативе ООН. Их сокращенное название – «ДОПОГ». Правила ратифицировали не только европейские государства, но и некоторые страны Азии, а также почти все страны бывшего СССР. К слову, российский правила разработаны в соответствии с требованиями европейских.

Виды опасных грузов

Правила указывают, какие грузы являются опасными. Перечень веществ и предметов очень большой и содержит более трех тысяч наименований. Однако они подразделяются на несколько больших групп. Вот они:

  • Едкие вещества. Сюда относятся концентрированные кислоты всех видов, щелочи и едкие вещества органического происхождения, которые могут разъедать предметы и вызывать ожоги у человека;
  • Радиоактивные материалы. В их число входят вещества, имеющие повышенный радиационный фон и разнообразные предметы, подвергшиеся облучению, которые способны вызвать радиоактивное загрязнение окружающей среды;
  • Ядовитые материалы. К ним правила причисляют любые вещества, способные вызвать у людей и животных химическое отравление, например, пестициды, яды промышленного и животного происхождения (например, змеиный);
  • Окисляющие вещества. Это вещества, способные отдавать другим веществам кислород и катализировать реакцию окисления. Сами по себе они не представляют опасности, однако если они окажутся около очага возгорания, они способны усилить пожар в тысячи раз, ведь горение не что иное, как окисление;
  • Воспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся вещества. Это горюче-смазочные материалы, нефть, разнообразные высокомолекулярные растворители, пластмассы, лакокрасочные средства;
  • Газ. К этой группе относят горючий природный газ (метан или пропан), а также иные газообразные вещества, представляющие опасность для живых существ, например, хлор или фреон;
  • Взрывчатые вещества. Они включают себя взрывчатку, порох, различные виды боеприпасов, фейерверки, а также некоторые удобрения.
Читайте также:  Процедура признания недействительным договора купли-продажи автомобиля

Организация перевозки

Транспортировка состоит из нескольких этапов. Часть из них установлена правилами «ДОПОГ», а часть российскими национальными правилами. Вот эти этапы:

  • Заключение договора перевозки. Без такого договора опасные грузы перевозить нельзя;
  • Составление транспортной накладной;
  • Взвешивание груза. Поскольку опасные вещества и предметы подлежат строгому учету, для исключения их хищения или утери их взвешивают;
  • Упаковка и пломбирование. Международные правила предъявляют особые требования к упаковке опасных грузов, которые нельзя нарушать. На тару ставится пломба;
  • Передача груза перевозчику;
  • Процесс транспортировки из одной точки в другую;
  • Передача получателю. Когда груз доставлен, получатель взвешивает его, чтобы проверить, в полном объеме он доставлен или нет. Если все в порядке, он принимает его по накладной;
  • Чистка транспорта, в котором находился груз. После перевозки веществ и предметов, представляющих опасность, транспортное средство, которое их доставило, необходимо промыть. Такое требование предъявляется как «ДОПОГ», так и внутрироссийскими правилами.

Маршрут

Перед перевозкой опасного груза ее маршрут необходимо согласовать с:

  • органами Ространснадзора, если транспорт следует сразу через несколько регионов;
  • с региональными властями, если маршрут движения проходит в пределах одного субъекта Российской Федерации, но через несколько муниципальных районов одновременно;
  • с местными властями, если груз перевозят по территории всего одного муниципального образования.

При этом маршрут не должен проходить через крупные населенные пункты.

Мотивы требования о согласовании маршрута вполне понятны. Это позволяет избежать непредвиденных ситуаций и осуществить доставку в кратчайшие сроки.

Знаки и обозначения

Автомобили, перевозящие опасный груз, должны оснащаться специальными табличками и знаками.

Табличка опасности представляет собой оранжевый квадрат в черной окантовке. В его верхней части идентификатор опасности, который говорит о том, к какой группе веществ относится перевозимое. А в нижней – классификатор вещества по перечню, содержащемуся в «ДОПОГ».

Кроме того, на автомобиле должен быть ромбовидный знак опасности. Он закрепляется по бокам, а также сзади машины.

Документы

Для транспортировки опасных грузов потребуются следующие документы:

  • Накладная;
  • Путевой лист с пометкой, что перевозимый груз опасен;
  • Экземпляр договора перевозки;
  • Все необходимые водителю документы (права, паспорт технического средства автомобиля, страховой полис ОСАГО, трудовой договор);
  • Свидетельство о том, что автомобиль допущен к перевозке опасных грузов;
  • Сертификат на груз, который выдается отправителем;
  • Аварийная карточка;
  • Маршрут транспортировки;
  • Контактные данные руководства, а также инспекторов подразделений ГИБДД, находящихся на маршруте.

Часть этих документов предусмотрена «ДОПОГ», а часть внутрироссийскими правилами.

Требования к водителю

Читайте также:  Онлайн-страхование ОСАГО в Ресо

Водитель, перевозящий опасный груз, должен знать правила его транспортировки, требования безопасности, а также уметь оказывать первую помощь в случае чрезвычайного происшествия на дороге.

Перед тем, как отправиться в рейс, водитель должен сдать тест на знание правил и техники безопасности. Их принимает его руководство. Тестирование может быть проведено в форме устного опроса. Водитель допускается к перевозке только в случае сдачи этого небольшого экзамена.

Меры безопасности

При перевозке опасных грузов не разрешается:

  • Перевозка людей (кроме второго водителя, сопровождающей автомобиль охраны, иных специалистов);
  • Нарушать целостность упаковки перевозимого, срывать пломбы;
  • Курить внутри кабины, а также поблизости от машины, зажигать около автомобиля огонь.

Автомобиль, перевозящий опасные грузы, должен иметь особую конструкцию.

Так, у него должен быть:

  • Укрепленный бензобак. Это позволяет избежать повреждения, утечки топлива и его воспламенения;
  • Укрепленная проводка с напряжением не более 24 В. Такая мера нужна, чтобы не произошло возгорание из-за электрической искры;
  • Выхлопная труба, отведенная в сторону от кузова или цистерны. Это нужно для того, чтобы избежать перегрева перевозимого от выхлопных газов и чтобы избежать попадания в него искр из выхлопной трубы;
  • Бамперы увеличенной ширины. Они помогут защитить автомобиль от ударов.

Правила погрузки и разгрузки

К разгрузке и погрузке тоже предъявляются особые требования:

  • Погрузка и разгрузка осуществляется только в специально отведенных для этого местах, оборудованных в соответствии с техникой безопасности;
  • Двигатель при погрузке/разгрузке должен быть заглушен. В исключительных случаях, когда от его работы зависит функционирование дополнительных модулей автомобиля, можно оставить его включенным;
  • Погрузка/разгрузка должна проводиться только днем в условиях хорошей видимости. В ночное время эти операции осуществлять нельзя;
  • Погрузка/разгрузка осуществляется не вручную, а с помощью специальной техники. Не допускается ее проведение только рабочими;
  • При погрузке/разгрузке должен присутствовать специалист предприятия;
  • Рабочие перед началом погрузки/разгрузки должны пройти инструктаж, в котором объясняется порядок действий и меры безопасности.
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования
Adblock
detector