Тахограф – это специальный прибор, устанавливающийся на автомашину и измеряющий некоторые характеристики (скорость, маршрут, чередование движения и остановок). Основная задача прибора – следить за временем работы и отдыха водителей. Как работает тахограф, на какие машины его нужно ставить, а на какие нет мы расскажем в этой статье.
Устройство и принцип работы
Тахограф состоит из двух основных частей: датчика и прибора, обрабатывающего сигналы с него. Датчик закрепляется на трансмиссии автомобиля. Во время движения он считывает вибрацию и передает ее на основное устройство. Там информация обрабатывается и записывается на специальный носитель. Тахографы бывают аналоговые и цифровые.
Установка аналогового прибора в России запрещена с 2016 года.
Виды
Тахографы делятся на несколько видов:
- ЕСТР. Эти приборы соответствуют международному договору о режиме работы экипажей грузовиков, осуществляющих международные перевозки. К нему присоединилось большинство стран Европы, в их числе и Россия.
- СКЗИ. Средство криптографической защиты информации. Это устройства российского производства, предъявляющие более жесткие требования к режиму работы водителей. Применяются только на российских машинах.
- НКМ. Навигационно-криптографический модуль. Являются разновидностью СКЗИ.
Что такое СКЗИ?
СКЗИ по сути не не разновидность тахографа, а дополнительный модуль, которым тот оснащается. Предназначен он для шифрования информации, которая собирается тахографом. СКЗИ представляет собой небольшую коробочку с печатной платой внутри. В большинстве случаев отдельно установить его на тахограф невозможно и приходится покупать прибор с уже установленным средством шифрования. Одна из разновидностей СКЗИ – НКМ.
Все данные, полученные тахографом, записываются именно на СКЗИ. Хранятся они там в зашифрованном виде.
Сделано это для того, чтобы исключить изменение показаний прибора.
Какие тахографы можно ставить в России?
Сегодня в Российской Федерации разрешена установка только цифровых тахографов, которые в числе прочего имеют:
- Модуль СКЗИ;
- Сертифицированное программное обеспечение;
- Спутниковую антенну для связи с системой ГЛОНАСС или GPS.
Кроме того, прибор тоже должен быть сертифицирован и опломбирован.
На какие авто нужно ставить?
Тахограф, согласно российскому законодательству, устанавливается на:
- Автобусы или микроавтобусы (автомашины с более чем восемью сидячими местами, перевозящие пассажиров);
- Грузовые авто весом более,чем три с половиной тонны.
В каких случаях установка не требуется?
Несмотря на то, что, по общему правилу, приборы учета ставятся на грузовики и автобусы, в некоторых случаях это не требуется.
Вот перечень транспорта, где он не нужен:
- Троллейбусы;
- Грузовики, осуществляющие международные перевозки и оснащенные приборами класса ЕСТР;
- Транспорт Министерства и силовых ведомств (МВД, ФСИН и т.п.);
- Трактора и самоходные машины;
- Учебные авто;
- Машины, возраст которых превышает 30 лет и которые не используют в коммерческой деятельности;
- Автомашины, которые проходят испытания на дороге;
- Машины, на которых уже есть тахографы старого образца, установленные до 8 ноября 2013 года.
Также не нужно ставить измерительные приборы на легковые машины.
Кроме того, на некоторые виды автомобилей, выполняющих особые задачи, тахограф можно не устанавливать. Это, например, скорая помощь, краны, катафалки. Не нужно его ставить и на эвакуаторы, а также прочие специализированные грузовики с аппарелью.
Проверка тахографа
Установленный на автомашину тахограф проверяется каждые два года. Делают это дорожные полицейские. Проводится проверка:
- Расположения прибора;
- Сохранности пломб;
- Наличия специальной наклейки на лобовом стекле;
- Наличия персональной карты водителя.
Особенности использования цифровых тахографов
Как мы уже говорили, тахографы бывают аналоговые и цифровые. Первые считывают с датчика аналоговый сигнал и записывают его на специальную бумажную перфокарту. Ее хватает всего на сутки. Вторые имеют импульсный цифровой датчик и всю информацию обрабатывают тоже в цифровом формате. Она записывается на накопитель, размещенный внутри прибора. Хватает его объема не на сутки, как в случае с аналоговым прибором, а на значительно больший период.
Кроме того, цифровой тахограф способен собирать данные о нарушениях ПДД, геолокационные данные, сведения о доступе к системе устройства и попытках ее взлома.
Доступ к данным
В российских тахографах СКЗИ используются карты доступа. Они есть у водителя, собственника машины, сотрудников ГИБДД, а также в мастерской, которая устанавливала прибор. Информацию, хранящуюся в памяти устройства, нужно выгружать каждые 28 дней. Для доступа к ней необходимы две карты: собственника авто и мастерской. Если не произойдет их аутентификация, то и выгрузить данные будет невозможно. Также сведения с прибора может получить инспектор ГИБДД, используя свою специальную карту.
Карта идентификации
У каждого водителя, работающего на машине с тахографом, есть специальная карта. На ней есть фото водителя, основные сведения о нем, а также его подпись. Кроме того, карта содержит цифровой чип. Использовать эту карту обязательно. Перед рейсом ее необходимо вставить в тахограф, а по окончании – извлечь. На ней хранится часть информации, собранной тахографом. Срок действия карты – три года.
После его истечения она подлежит замене.
Стоимость прибора и его установки
Тахограф – недешевое устройство. В среднем на российском рынке он стоит около 30 000 рублей. Помимо этого придется заплатить еще и за ряд других услуг:
- Монтаж системы;
- Калибровку тахографа;
- Установка и настройка блока СКЗИ;
- Калибровка устройства;
- Пломбирование;
- Настройка датчиков ГЛОНАСС.
Все вместе обойдется в 40 000 – 50 000 рублей. Кроме того, прибор придется периодически калибровать, а это тоже дорогостоящая процедура.
Штрафы за отсутствие тахографа
Если на машине отсутствует тахограф, это считается административным правонарушением. Наказывают как водителя, вышедшего в рейс без прибора учета, так и должностных лиц организации, где он трудится. Для водителя штраф составит 1 000 – 3 000 рублей, для его руководства – 5 000 – 10 000 рублей. Кроме того, придется заплатить и за не пройденную вовремя проверку оборудования. Размер наказания 1 000 – 3 000 рублей.
Плюсы и минусы
Главный недостаток устройства – дороговизна.
Однако плюсы ее перекрывают.
Для предприятий это возможность:
- Строить и отслеживать маршрут передвижения;
- Подтвердить нахождение машины в том или ином месте в интересующее время;
- Определить, насколько добросовестно работает тот или иной водитель;
- Осуществлять перевозки в Европу.
Водителю же тахограф позволяет работать в строгом соответствии с графиком и избежать злоупотребления со стороны начальства.