Каждый автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или гражданину, который является частным предпринимателем, должен иметь путевой лист перед выходом в рейс. Необходим он и другим транспортным средствам. В частности, он должен быть у тракторов.
Законодательное регулирование этого документа у самоходных машин отличается от такового у автомобилей. Форма тракторной «путевки» установлена не письмом Федеральной службы статистики, а приказом Министерства сельского хозяйства. Она носит номер 412-АПК.
Существенное отличие этих документов в том, что письмо Росстата фактически носит рекомендательный характер и форма «путевки» может быть разработана организаций самостоятельно без учета требований этого письма. В случае с путевым листом трактора так не получится: бланк, установленный Минсельхозом, обязателен к применению, и использовать форму, отличную от него, не допускается.
Используются путевые листы для тракторов с целью учета количества выполненных трактористом работ.
Когда необходимо применение путевого листа?
Трактор – многофункциональная машина, способная выполнять множество различных видов сельскохозяйственных работ. Однако путевой лист при их выполнении не потребуется. Нужен он будет только в одном случае: когда эта самоходная машина передвигается по дороге и перевозит какой-либо груз от одной точки к другой.
Во всех остальных ситуациях оформляется другой документ, который называется «учетный лист тракториста-машиниста».
Заполнение и его нюансы
В путевом листе трактора должна содержаться следующая информация:
- Кому передается трактор;
- В каком месте следует забрать груз;
- В какое место его необходимо транспортировать;
- Расстояние, которое пройдет трактор из одной точки в другую;
- Как называется перевозимый груз;
- Классификация груза;
- Число поездок;
- Количественные характеристики перевозимого.
В отличие от автомобильной «путевки», трактор перед рейсом проверяет не механик или замещающее его лицо, а бригадир.
Он же и принимает путевой лист по возвращении тракториста. Вот так выглядит «путевка» трактора:
В каких случаях оформляется путевой лист формы № 68?
На территории Украины используется другая форма тракторных путевок, которая отличается от российской. Однако вследствие производственной необходимости часто трактора с территории одного государства ездят на территорию другого. Тут-то и начинаются проблемы из-за разных путевых листов.
Поэтому российскими властями было принято решение использовать в регионах, граничащих с Украиной, документы, аналогичные украинским.
Они носят номер 68. А вот так выглядит бланк формы № 68:
Частые вопросы
Вопрос № 1: Какой документ нужен, если трактор едет просто так и ничего не везет? Например, перегоняется с одного места на другое.
Ответ: Каким-либо нормативно-правовым актом этот вопрос не урегулирован. Если в случае с автомобильными путевыми листами необходима фиксация любых передвижений машины, то форма № 412-АПК фиксирует только момент перевозки. Однако чтобы не возникло вопросов со стороны Гостехнадзора, при перегонке тракторов все же лучше заполнить учетный лист трактора-машиниста и указать, что самоходная машина направляется к месту проведения работ.
Вопрос № 2: Путевой лист трактора сдается бригадиру. А нужна ли на нем подпись начальника организации?
Ответ: Нет, бригадир выполняет и функции механика, и функции начальника. Какие-либо другие должностные лица организации подписывать тракторную «путевку» не должны.
Вопрос № 3: Учитывается ли в форме 412-АПК количество израсходованного горючего?
Ответ: Нет, отследить по этой форме расход горюче-смазочных материалов невозможно. В сельхозпредприятиях их учет ведется исходя из их фактически приобретенного количества на начало отчетного периода.