Запрещение эксплуатации транспортного средства из-за неисправности по ПДД

Водителям часто приходится останавливать машину по требованию инспектора. В каких случаях эти действия оправданны? Может ли инспектор наложить запрет на дальнейшее движение прямо на дороге?

Как выявляются неполадки

Порядок запрещения эксплуатации автомобиля из-за неисправности постоянно совершенствуется. С августа 2017 года действует приказ МВД №664, утвердивший административный регламент в области государственного надзора над безопасностью дорожного движения.

Сейчас это основной документ, определяющий права и обязанности работников ГИБДД. Он четко разграничивает законные требования во благо безопасности от явного произвола.

Если установлен факт серьезной технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу для безопасности движения, его дальнейшее перемещение запрещено (ст. 258 При 664).

Чтобы запрет был в рамках закона, статус поломки, дефекта или другой неисправности ТС должен соответствовать «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

Это приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации…», утвержденным нашим Правительством вместе с ПДД. Далее будем называть его просто Перечень.

Если работник автоинспекции обнаруживает неисправность такого рода, он вправе заявить водителю, что дальнейшее движение транспортного средства невозможно.

Вот краткий перечень технических проблем, не позволяющих эксплуатировать автомобиль для безопасности движения:

  1. Вышла из строя рабочая система тормозов.
  2. Обнаружены отклонения со стороны рулевого управления.
  3. Выявлена неисправность в сцепном устройстве (фаркопе), в случае, если машина двигалась в составе с прицепом.
  4. Если световые приборы (фары) неисправны или же совсем отсутствуют.
  5. В случае неработающих задних габаритов – в темное время суток или в условиях плохой видимости (сильные осадки, туман и так далее).
  6. Если не работают «дворники» со стороны водителя, а в это время идет сильный дождь или снегопад.

Если в пути возникли другие технические проблемы, которые нельзя игнорировать в целях безопасности, при которых невозможно продолжать движение, водитель обязан:

  • попытаться устранить поломку своими силами;
  • если это невыполнимо – предусмотреть меры повышенной безопасности;
  • проследовать к станции техобслуживания или стоянке.

Предположим, водитель беспрекословно выполнил все законные в этой ситуации требования сотрудника ГИБДД. Несмотря на это, от ответственности по ст. 12.5 ему не уйти, и штраф в 500 рублей заплатить придется все равно.

Если только не попадется лояльно настроенный служитель закона: можно отделаться предупреждением. Но такая ситуация возможна при обнаружении не очень серьезных проблем.

Если водитель рискнул отправиться с неисправными тормозами, неуправляемым рулем или проблемным фаркопом, штрафа не избежать.

Кто запрещает эксплуатацию ТС

Запрет на эксплуатацию движения автомобиля – одна из серьезных ограничительных мер, применяемых в ПДД.

Приказ 664 регламентирует сложную систему отношений между участниками дорожного движения и представителями надзора:

  1. Указывает на обстоятельства, в которых транспортное средство, как минимум, привлечет внимание инспектора.
  2. Разъясняет причины, по которым автомобиль будет остановлен для проверки. В отличие от прежнего порядка, когда проверять документы можно было только на стационарных постах, теперь это можно сделать где угодно. Главное – причина должна быть явной.
  3. Раскрывает особенности ситуации, когда эксплуатация ТС подлежит запрету.
  4. Определяет круг прав и обязанностей представителей надзора из ГИБДД.
  5. Прописывает алгоритм административных процедур, в том числе, и по задержанию ТС.

В контексте этой статьи, Регламент по пр. 664 дает право должностным лицам, осуществляющим надзор в области дорожной безопасности:

  • задерживать автомобили;
  • проверять документы на ТС;
  • производить осмотр технического состояния ТС;
  • отстранять водителей от управления ТС.

Чтобы у инспектора возникло законное основание для проверки технического состояния машины, ему достаточно подозрений на наличие неисправностей по Перечню, препятствующих дальнейшей эксплуатации автомобиля до их устранения. Об этом говорит ст. 111 Регламента.

Регламент указывает на статьи КоАП (ст. 8.23 и ст. 12.5), под которые попадает эксплуатация ТС с поломками и несоответствиями, подлежащая запрету.

В них предусмотрены штрафы за нарушения:

  1. Превышение концентрации загрязняющих веществ в выбросах автомобиля.
  2. Превышение уровня шумового воздействия.
  3. Эксплуатация ТС с техническими неисправностями.

Должностные лица, имеющие право накладывать запрет на эксплуатацию ТС, определены разделом III Регламента.

Согласно статье 28, инспекторы безопасности дорожного движения и инспекторы дорожного надзора, могут осуществлять эти мероприятия на законных основаниях.

Сотрудники ГИБДД проверяют техническое состояние автомобиля, опираясь на пункты 96-99 Регламента.

Какая скорость движения разрешается в жилой зоне по ПДД, объясняется в статье: скорость движения по ПДД.

Какой штраф за ремень безопасности по ПДД, читайте здесь.

Список неисправностей и условий для запрещения эксплуатации разных видов транспорта по ПДД

Неисправности автомобилей, при которых их дальнейшая эксплуатация немедленно запрещается, указаны в специальном Перечне неисправностей. Технические проблемы сгруппированы в 7 разделах:

  1. Тормозные системы:
    • 1.1. При испытаниях установлено, что эффективность рабочей тормозной системы не соответствует требованиям, допущено увеличение тормозного пути.
      Транспортные средства Тормозной путь, не более, м Замедление, не менее (м/с2)
      Легковые ТС, без прицепа и с прицепом 14,7 5,8
      Грузовые ТС и автобусы 18,3 5
      Грузовые ТС с прицепом или полуприцепом 19,5 5
      Мотоциклы (двухколесные), мопеды 7,5 5,5
      Мотоциклы с прицепом 8,2 5

      Эффективность тормозов могут оценить на соответствие ГОСТ Р 51709-2001 по другим показателям.

    • 1.2. Гидравлический привод утратил герметичность.
    • 1.3. Герметичность пневматических тормозных приводов нарушена.
    • 1.4. Манометр пневматических тормозных приводов – неработоспособен.
    • 1.5. Невозможно обеспечить неподвижность транспорта при уклоне с помощью стояночного тормоза.
  2. Рулевое управление:
    • 2.1. Люфт руля суммарно превышает:
      Легковые ТС, грузовые ТС и автобусы на базе легковых ТС 10 градусов
      Автобусы 20 градусов
      Грузовые ТС 25 градусов
    • 2.2. Детали и узлы не соответствуют конструкции автомобиля, перемещены. Соединения резьбы и рулевая колонка – не зафиксированы.
    • 2.3. Утратил эксплуатационные качества или отсутствует усилитель руля.
  3. Световые приборы (внешние):
    • 3.1. Световые сигналы не соответствуют конструкции (не совпадают: цвет, количество, тип, расположение и режим работы).
    • 3.2. Фары отрегулированы без соблюдения требований ГОСТа.
    • 3.3. Приборы и катафоты загрязнены.
    • 3.4. Нет рассеивателей.
    • 3.5. Проблесковые маячки размещены с нарушениями.
    • 3.6. В передней частиТС стоят сигналы красного цвета, в задней части – белого.
  4. Очистители и омыватели. Стеклоомыватели ветрового стекла – неисправны.
  5. Шины, колеса:
    • 5.1. Остаточный рисунок протектора на шинах менее, чем:
      Легковые ТС 1,6 мм
      Грузовые ТС 1 мм
      Автобусы 2 мм
      Мотоциклы, мопеды 0,8 мм

      Протекторы шин прицепов должны соответствовать требованиям, установленным для их тягачей.

    • 5.2. На шинах обнаружены разрывы, порезы и пробои, открывающие корд.
    • 5.3. Шины имеют расслоившийся каркас, аналогичные: боковину и протекторы.
    • 5.4. Нет гайки крепежа, у диска и ободьев – повреждения и трещины. Отверстия крепежа не совпадают по форме и размерам.
    • 5.5. Размер шин и их предельная нагрузка не походят определенной модели автомобиля.
    • 5.6. На одной оси установлены шины, не отвечающие стандартам. Такие шины имеют:
      Разные размеры
      Разные конструкции радиальная
      диагональная
      камерная
      бескамерная
      Новые и восстановленные
      Различные модели и модификации
      Различный рисунок протектора
      С шипами и без шипов
      Морозоустойчивые и неморозоустойчивые
  6. Двигатель:
    • 6.1. Концентрация вредных веществ в выбросах и дымность превышают нормативные пределы, предусмотренные государственными стандартами: 17.2.2.03-87, Р 17.2.2.06-99, 21393-75.
    • 6.2. Система питания – негерметична.
    • 6.3. Система отведения газового потока загрязняющих веществ – неисправна.
    • 6.4. Вентиляция картера негерметична.
  7. Прочие элементы конструкции ТС:
    • 7.1. Зеркала заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001: их класс, количество и расположение. Стекла, предусмотренные для определенной модели, отсутствуют.
    • 7.2. Звуковой сигнал – неисправен.
    • 7.3. В автомобиле установлены предметы или нанесены покрытия, мешающие обзору водителя. На ветровые стекла автомобилей и автобусов можно установить цветную прозрачную пленку, но только в верхнюю часть. Допускается использование тонированных стекол. Ограничение: кроме зеркальных. Светопропускание должно укладываться в значение, предусмотренное ГОСТом 5727-88. Разрешено применять оконные шторки в туристических автобусах. Если легковые автомобили оборудованы наружными зеркалами заднего вида (с обеих сторон), допускается наличие шторок или жалюзи на задних стеклах.
    • 7.4. Обнаружена неисправность частей конструкции и оборудования ТС, предусмотренных для определенной модели. Не работают:
      • замки у дверей;
      • у грузовой платформы – бортовые запоры;
      • у топливных баков – пробки, у цистерн – запоры горловин;
      • система регулировки кресла водителя (сиденья);
      • выключатель дверей (аварийный) и сигнал для остановки автобуса по требованию;
      • внутренние световые приборы салона в автобусе;
      • аварийные выходы (и система управления выходами);
      • приводы дверей;
      • спидометр;
      • тахограф;
      • противоугонная система;
      • оборудование для обдува и обогрева стекол.
    • 7.5. В случае, если это предусмотрено конструкцией, отсутствуют: фартуки для защиты от грязи, брызговики и защитное устройство сзади.
    • 7.6. Сцепные приспособления прицепа и тягача – неисправны.
    • 7.7. Нет страховочных цепей либо они неисправны.
    • 7.8. Соединения рам мотоцикла и бокового прицепа имеют люфты.
    • 7.9. Отсутствует на всех видах ТС, кроме мотоцикла с боковым прицепом: аптечка, огнетушитель, аварийный знак (ГОСТ 24333-97).
    • 7.10. Отсутствуют противооткатные упоры. Это касается грузовых ТС массой более 3,5 т и автобусов массой более 5 т. Количество упоров – 2.
    • 7.11. На мотоцикле, оснащенном боковым прицепом, отсутствуют: аптечка и аварийный знак.
    • 7.12. Незаконное оборудование автомобилей: проблесковыми маячками, звуковыми сигналами.
    • 7.13. Неправомерное нанесение на ТС специальных обозначений, не соответствующих стандартам.
    • 7.14. У сидений отсутствуют подголовники (предусмотренные производителем).
    • 7.15. Отсутствуют ремни безопасности либо они неисправны или повреждены.
    • 7.16. Технические проблемы запасного колеса: не работает держатель, лебедка, подъемно-опускающий механизм. Устройство лебедки не способно фиксировать барабан с канатом для крепежа.
    • 7.17. Нет опорного устройства полуприцепа или оно не работает.
    • 7.18. Не работают (отсутствуют) фиксирующие устройства и подъемно-опускающие системы опор.
    • 7.19. Нарушена герметичность следующих узлов и оборудования:
      • соединений и уплотнителя двигателя;
      • сцепления;
      • коробки передач;
      • аккумулятора;
      • редукторов (бортовых);
      • заднего моста;
      • системы охлаждения воздуха;
      • системы кондиционирования воздуха;
      • дополнительно установленных систем гидравлики.
    • 7.20. Газовые баллоны ТС, оснащенных газовым питанием, не имеют дат освидетельствования (последнего и следующего). Параметры баллонов, указанные на их поверхности, не соответствуют информации технического паспорта.
    • 7.21. Госномер ТС или метод его крепления не соответствует ГОСТу Р 50577-93.
    • 7.22. Мотоциклы не имеют дуг безопасности.
    • 7.23. Мотоциклы и мопеды не имеют подножек и пассажирских рукояток.
    • 7.24. Конструкция ТС изменена или переоборудована без соответствующего разрешения ГИБДД.

Какая оформляется документация

Если будет установлено, что правила использования автомобиля нарушены, может применяться мера, предусмотренная ст. 27.13 КоАП: производится задержание ТС и его перемещение на штрафстоянку.

Если техническая возможность отправки ТС на стоянку отсутствует (имеются существенные поломки), его движение ограничивают при помощи блокирующих устройств.

Чтобы сотрудник ГИБДД установил это ограничение, он должен признать водителя виновным в нарушении по ст. 12.15, ч. 2 КоАП: управление неисправным ТС, когда его использование исключено.

Считается, что доказательством заведомой неисправности может быть:

  • недавний техосмотр с результатами, прямо указывающими на недопустимость эксплуатации автомобиля до проведения ремонта, замены запчастей, узлов и деталей;
  • экспертные документы после аварийной ситуации, где зафиксированы серьезные поломки, не позволяющие использовать машину;
  • только что случившееся ДТП с явными повреждениями автомобиля.

При административном задержании ТС инспектор ГИБДД обязан составить протокол. Это указано в Регламенте №664. Правильно оформленный протокол служит подтверждением законности действий инспектора.

В протоколе указываются следующие данные:

  • дата;
  • время;
  • место оформления протокола;
  • основание для задержания ТС;
  • должность, звание, ФИО сотрудника ГИБДД;
  • сведения о задержанном ТС;
  • сведения о водителе ТС;
  • статья КоАП РФ, в соответствии с которой квалифицировано правонарушение;
  • наименование организации, где находится спецстоянка, адрес, телефон;
  • данные должностного лица, которому поручено осуществить мероприятия по перемещению задержанного ТС на стоянку.

В том случае, если водитель отказывается подписать документ, приглашаются понятые.

В протоколе может отражаться дополнительная информация:

  • как полицией оказано содействие водителю, если автомобиль был задержан вне пределов населенного пункта;
  • водитель может зафиксировать факты нарушений со стороны работников ГИБДД;
  • перечисляется (в виде описи) имущество, оставленное в салоне машины;
  • указываются повреждения автомобиля.

Протокол обязательно подписывается всеми указанными в нем лицами. В противном случае, законную силу документа доказать будет сложно.

Копии протокола вручаются:

  1. Водителю.
  2. Представителю организации, привлеченному для транспортировки ТС на стоянку.

Запрет эксплуатации ТС – мера серьезная. Основания для ограничения должны быть обязательно указаны в протоколе. Если основания не указаны – ситуация может обернуться в пользу водителя; на этот счет имеется внушительная судебная практика.

Сотрудник ГИББД может остановить автомобиль для проверки, это право у него есть. Если только на это имелись причины. Указаны они в пункте 84 Регламента, и их стоит запомнить. Как и внушительный перечень неисправностей, которых лучше не допускать.

Совет: распечатайте весь Регламент и держите его в машине. В случае общения с некомпетентным и самоуверенным служителем закона это поможет защитить свои права.

Про буксировку прицепа легковым автомобилем по ПДД рассказывается в статье: движение с прицепом по ПДД.

Знаки, регулирующие перевозку негабаритных грузов по ПДД, смотрите на странице.

Когда можно по ПДД пересекать сплошную линию разметки, узнайте из этой информации.

Видео: неисправности автомобиля при которых запрещается движение или эксплуатация

Читайте также:  Срок страхования по полису КАСКО
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования