Транспортировка грузов на дальние расстояния внутри страны или за пределами – процедура сложная. В законодательстве есть ряд правил, которым должны следовать водители и их работодатели. Например, разрешение на негабаритный груз нужно, когда перевозят особые товары. За соблюдением правил водителями наблюдают сотрудники ГИБДД. Как получить документ и порядок оформления, нужные бумаги и другие нюансы рассмотрены подробно.
Зачем нужно разрешение
Кажется, на собственном автомобиле или транспорте компании человек вправе везти что угодно, кроме запрещенных вещей. Однако, в законодательстве есть ограничения, касающиеся размера и веса перевозимых товаров. Это связано с соблюдением порядка на дорогах, правилами безопасности.
Водители, собирающиеся везти негабарит, должны следить за безопасностью объекта и окружающего мира – дороги, участников движения, природы. Учесть все преграды, встречающиеся ему на пути: мосты, сложные повороты, камни, неровное покрытие. Чтобы упаковка осталась целостной.
Перед маршрутом гражданин должен представить заявку уполномоченным органам. Там он указывает тип товара, его размеры и другие характеристики. Показывает график следования, пункт назначения, также транспорт, на котором собирается везти.
Стоит помнить, для транспортировки некоторых разновидностей товара требуется особый транспорт, учитывающий их особенности. Например, замороженные изделия надо перевозить внутри рефрижераторов. Жидкости – в цистернах.
Агентство Минстранса РФ проанализирует информацию, представленную в заявке. И примет соответствующее решение. Возможно, маршрут будет изменен на более безопасный. Получив разрешение, водитель может ехать. Без него транспортировка считается незаконной.
Инспекторы ГИБДД на междугородних пунктах останавливают транспорт и проверяют документы. Они отслеживают движение крупных автомобилей, поэтому «проскочить» не получится.
Вдобавок, не все дороги приспособлены для движения такого транспорта. Тяжелые грузовики могут портить покрытие, оставляя там вмятины от колес и другие повреждения. Поэтому им нельзя свободно курсировать по городу.
Кроме проверки документов, сотрудники ГИБДД могут осмотреть груз, как он упакован. Соблюдены ли правила безопасности, состояние транспорта, ТТН, договор перевозки, если перевозка разовая и иные документы.
Какой груз считается негабаритным
Товары, размеры или вес которых превышает установленные законодательством нормы. Это закреплено в содержании ФЗ-257.
Пределы габаритов ТС описаны в постановлении Правительства №272, которым должны руководствоваться водители:
· длина – 12 м., более осей до 13,5 и 15 метров, автопоезда 20 метров;
· ширина – 2,55 м.;
· высота – 4 м.
Получается, надо учесть и транспорт. Безопасность движения обусловлена не только контролем за скоростью машин, также их габаритами. Чтобы все размещались свободно и могли двигаться, не создавая встречному движению проблем. Поэтому упаковка больших вещей должна сопровождаться опознавательными знаками.
Например, размещением красных флажков или лент, светоотражающих знаков чтобы участники движения могли рассмотреть выступающие края.
Норма общего веса (автомобиль + груз) в зависимости от количества осей – до 44 тн (максимальная). Если фактически ТС оказался тяжелее, требуется спецразрешение.
Этапы получения разрешения
Можно оформить один документ, касающийся единичной поездки. После чего водителю придется заново пройти процедуру. Или компания-перевозчик, планирующая отправить несколько одинаковых машин с идентичным по массе и размеру, запрашивает разрешения на все. Получается, каждая единица транспорта берет свой экземпляр бумаги.
Процесс оформления комплексный, включает несколько взаимосвязанных шагов.
Подготовка документов
Первый, заодно наиболее важный шаг. Бумаги нужны для подачи заявки в Управление дорог. Следует учесть нюансы и проверить каждую справку. Это влияет на результат процедуры.
Составление заявления
Форма документа установлена Министерством транспорта в 2012 году. Можно написать его самостоятельно или заручиться помощью специалиста. Первый вариант подойдет, если гражданин опытный, обладает базовыми знаниями. Новичкам стоит посетить компанию – перевозчика. Впрочем, может помочь нотариус.
Услуга платная, ее стоимость варьируется 3500-18000 рублей, цена транспортировки. Зато специалисты составят грамотный и исчерпывающий документ, перепроверят его соответствие официальным требованиям. Проконсультируют клиента по необходимости.
К заявлению нужны приложения:
· техпаспорт груза;
· точный маршрут планируемой перевозки, подробно указаны препятствия;
· чертежи груза, описание его габаритов;
· копии всех страховых полисов;
· путевой лист;
· паспорт, водительское удостоверение водителя;
· свидетельства регистрации ТС;
· пункт отправления, прибытия.
Список стандартный, может дополняться, смотря по ситуации. Зависит от типа перевозимого товара, дальности маршрута (междугородний, международный), используемый транспорт.
Отправка документов в Управление дорог
Надо проверить собранные бумаги, сверить их со списком.
Затем отправлять в уполномоченные органы:
1. Лично. Явится в местное отделение Управдор. Прихватив свой паспорт. Передать заявку может сам водитель или представитель компании, где он работает.
2. Доверенное лицо. Когда от имени заявителя действует посредник. Надо снабдить его нотариально заверенной доверенностью.
3. Дистанционно. Пользуясь достижениями технологий. Отсканировав все бумаги, заполнить электронно заявление и отослать все через интернет. Потребуется сеть и устройство: телефон, планшет, компьютер.
Главное наличие документов. Электронные копии удобно отправлять через портал Госуслуг.
Процесс согласования маршрута
Водитель или его начальство может выбрать самую короткую и удобную дорогу, а Минтранс отменит первоначальный вариант, взамен предложив свой. Они учтут не удобство или сроки доставки, а безопасность и надежность покрытия трассы.
По картам изучаются все возможные препятствия, ожидающие машину:
· высота линий проходящих там электропередач;
· наземные препятствия (мосты, повороты, туннели);
· газопроводы;
· размер;
· количество полос;
· качество дороги.
Согласование происходит одновременно с несколькими инстанциями. И каждое учреждение может вносить собственные коррективы. Маршрут утверждается, если он соответствует всем требованиям.
Первоначальный вариант, разработанный водителем могут менять. И гражданину придется следовать утвержденному плану.
Подписание в ГИБДД, получение разрешения
Документы поданы, а маршрут согласован. Предстоящая поездка обретает реальные очертания. Осталось взять разрешение. Его направляют к ГИБДД, где должны подписать. Затем перевозчик получает специальную квитанцию, по которой должен уплатить госпошлину – 1600 рублей. Это обязательный платеж.
Негабаритный груз запрещается свободно перевозить, используя трассы общественного назначения. Это касается городских и междугородних дорог.
Предъявив оплаченную квитанцию, водитель получит долгожданное разрешение. Первые 4 дня после составления оно хранится в ГИБДД. Потом направляется в Управдорог обратно. Можно взять документ самому или поручить посреднику.
Оформление специального разрешения – кто вправе, особенности процедуры
Данное требование общее, касается всех водителей, решивших перевозить тяжелые, негабаритные вещи.
Получить документ могут:
· индивидуальные предприниматели;
· иностранные граждане;
· граждане РФ (физические лица);
· юридические лица.
Сотрудники Управдорог могут потребовать изменить тип упаковки вещи, ее положения внутри автомобиля. Надо выполнить все.
А взяв допуск, следовать маршруту, указанному там в точности. Исключение – непредвиденные ситуации. Например, появление неожиданных препятствий на пути: упало дерево, большой камень, сломанная машина, стихийное бедствие и пр.
Обычно управление ГИБДД получает информацию о состоянии дорожного полотна своего района. Но бывают исключения.
Ошибки при оформлении
Самые распространенные – недочеты, допускаемые работниками Управдор. К примеру, изменился балансодержатель у определенного участка дороги. Управдор таких данных пока не получил, а ГИБДД – да. Тогда, согласование маршрута будет отменено, а документы возвращены для доработки.
Иногда Управдор идет навстречу гражданам, предлагая различные варианты пути. Можно выбрать удобный. Это выгодно компаниям, для которых время доставки важно. И новичкам, желающим найти легкий вариант.
Срок окончания процедуры варьируется, завися от качества и полноты выполняемой сотрудниками Управдора работы:
1. Согласование маршрута осуществлено гладко, без возникновения форс-мажорных событий. Тогда получение документа займет несколько дней после отправки его к ГИБДД.
2. Имеются ошибки, недочеты. Каждое досадное упущение продлевает срок. В среднем, оформление происходит за 6-10, максимум 12 дней.
3. Надо учитывать крупные праздники, официальные выходные. Они могут влиять на график Управдора.
Бывают ситуации, когда заявитель лишь передает документы. Больше ему вмешиваться не дают. Маршрут меняется, утверждается без участия перевозчика. Иногда надо погасить причиненный ущерб, возместить упущенное время.
Увы, сократить дорогу самовольно нельзя. Машина должна двигаться, придерживаясь установленного пути. Перевозка таких грузов считается потенциально опасной. И основную ответственность несет водитель.
Управдор с другими инстанциями стараются уменьшить риски. Подбирают наиболее безопасный путь, учитывают имеющиеся препятствия.
Если состояние транспорта вызывает вопросы, могут потребовать устранить проблемы. Ведь случись авария, будет виноват водитель. Знавший, что он перевозит.
Куда подавать заявку
Зависит от места назначения:
1. Маршрут пройдет по трассам местного федерального значения, затрагивая несколько субъектов (города, районы) РФ – Росавтодор.
2. По дорогам крупного регионального/межмуниципального назначения, пройдет через несколько муниципалитетов – местная исполнительная власть.
3. Только пути местного значения – местное самоуправление.
4. Частная дорога – собственнику.
Как выглядит подготовка разрешения уполномоченным органом
Наименование | Описание |
---|---|
Проверка документов | Проанализирует полученные бумаги. Их правдивость и соответствие реальной ситуации. Любые ошибки, попытки обмануть будут выявлены. |
Установление пути | Разработает наиболее безопасный маршрут, которому должен следовать ТС. |
Определение владельцев | Всех дорог, затронутых схемой движения. Направит им индивидуальные запросы. |
Согласование маршрута | С другими инстанциями и владельцами трасс. |
Запрос ГИБДД | Включая случаи, когда для перевозки надо укрепить дорогу. Инспекторы согласуют предложенный вариант пути. |
Выставит счет | Если движение транспорта заявителя принесет дороге вред, он получит счет и будет обязан возместить ущерб. |
После чего гражданин получит долгожданное разрешение.
Штраф за несанкционированную перевозку
Пункты ГИБДД останавливают транспорт, перевозящий груз и осуществляют проверку документов. Среди которых главным будет разрешение. При отсутствии водитель будет наказан.
Карательные меры предусмотрены содержанием 12.21 статьи в КоАП. Размеры их зависят от степени превышения фактических размеров перевозимого товара относительно установленных норм:
1. Больше 10 см, тогда водитель будет оштрафован 1000-1500 рублей, а ответственные за проведение транспортировки лица (его работодатель) – 10000-15000 рублей.
2. Больше 10-20 см, сумма штрафа соответственно увеличивается 3000-4000 рублей, ответственные за организацию транспортировки лица – 25000-30000 рублей.
Похожий принцип установлен относительно массы ТС, включая размер нагрузки, производимой на ось.
Если допущенное нарушение было зафиксировано техническим устройством – сняла камера, фотоаппарат. Тогда штраф придется выплатить собственнику автомобиля и сумма окажется выше.
Например, камера сняла признаки легкого (описанного 12.21 статьей) нарушения (габарит выше 10 см нормы), владельца машины ждет 150000 рублей штрафа.
Изменения
На принятии находится законопроект о внесении изменений в ст. 12.21.1 КоАП РФ Нарушение правил движения тяжеловесного, крупногабаритного груза. В связи с жалобами в Конституционный суд было решено убрать градацию ответственных лиц.
Если ранее штрафы за превышение допустимой нормы габаритов или превышение норм по спецразрешению штрафовались как водитель, так и должностное лицо, собственник (юрлицо), то в новой редакции согласно обновлениям ответственность будет нести собственник (владелец) транспортного средства.
Это плюс для водителей и проблема для владельца (в случае, если это разные лица).
Сейчас много контор, которые делают разрешение на негабаритный груз, берут на себя все документальное оформление и все инстанции по пути согласования. Обычно цена зависит от количества субъектов, которые будет проезжать авто с негабаритом, примерно от 2-4 тыс рублей за субъект.