Обзор технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011

В 2007 году был окончательно сформирован Евразийский таможенный союз, в который вошли Российская Федерация, Казахстан, Беларусь и ряд других стран бывшего Советского союза. Одна из основных целей создания этой организации – формирование единого таможенного пространства, по которому по одним и тем же правилам будут перемещаться товары и транспорт. Для унификации требований к такому перемещению было принято и ратифицировано странами-участниками несколько нормативных правовых актов. Среди них Технический регламент ТР ТС 018/2011, где изложены требования, которым должны соответствовать автомобили, ввозимые на территорию Таможенного союза или производимые в странах-участниках.

Основные положения

Разберем основные моменты Технического регламента.

Требования безопасности

Регламент предъявляет к автомобилям требования в области безопасности. Вот основные из них:

  1. Нельзя полностью собирать машину на продажу из старых, бывших в употреблении деталей. Однако если это делается для личного пользования, такая сборка разрешается;
  2. На бампер запрещено устанавливать существенно выступающие устройства. Проще говоря, нельзя ставить на машины «кенгурятники». Исключение в этом случае составляют конструкции, которые идут в комплекте с авто с завода, а также решетки для защиты фар или номеров. Масса их при этом не должна превышать 5 кг.;
  3. Автомобили обязательно должны быть оборудованы обогревателем салона;
  4. На всех машинах должна стоять противоугонная система, блокирующая руль, переключение скоростей или передаточный механизм;
  5. Водитель должен иметь свободный обзор. Для этого у машины должны быть боковые зеркала, зеркало заднего вида, системы, препятствующие обледенению и запотеванию стекол, а также «дворники»;
  6. Такси, маршрутки, автобусы, машины силовых ведомств и военных, а также грузовики, перевозящие мусор, опасные, специальные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, обязательно должны быть оснащены системой связи со спутником, которая отслеживает их местонахождение;
  7. На транспортных средствах должна быть кнопка, позволяющая в случае аварии одним нажатием вызвать службу спасения. В России она входит в систему «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  8. На машинах, перевозящих пассажиров, а также на грузовиках должна иметься система, контролирующая время труда и отдыха водителей. В Российской Федерации это делает система «Платон»;
  9. На всех машинах и деталях должны быть идентификационные номера.
Читайте также:  Особенности штрафов за выезд на встречную полосу движения

Также требования безопасности содержат и некоторые другие положения.

Так, они устанавливают стандарты, которым должны соответствовать индикаторы приборной панели и звуковые оповещения системы безопасности автомобиля.

Оценка соответствия

Все автомобили, производимые в Таможенном союзе или ввозимые на его территорию, оцениваются на предмет соответствия требованиям безопасности и прочим требованиям, которые предъявляются к машинам в Таможенном союзе. Оценка проходит по нескольким направлением:

  1. Оценка типа автомобиля. В ходе этой процедуры определяют, к какому типу относится машина: легковой автомобиль или грузовик. Всего типов 17 и они обозначаются буквами L, M, N и O и цифрами. Например, «легковушка» будет иметь индекс М. Определение типа автомобиля нужно потому, что к различным типам предъявляются различные требования;
  2. Проверка соблюдения требований регламента на отдельно взятой машине. Прежде, чем попасть в автосалон, транспортное средство изучается на предмет соблюдения всех установленных регламентом норм. Для проверки завод-изготовитель подает заявление в экспертную организацию. По результатам этой процедуры авто присваивают VIN-номер и выдают сертификат о безопасности его конструкции;
  3. Проверка соблюдения требований машинами, находящимися в эксплуатации. Проще говоря, техосмотр, который периодически должны проходить автовладельцы;
  4. Проверка авто, в конструкцию которых владельцы внесли изменения. В России, как и в других странах Таможенного союза, предусмотрена специальная процедура получения разрешения на изменение машины. Один из его этапов – получение в ГИБДД сертификата о безопасности конструкции кастомизированного автомобиля;
  5. Проверка поступающих в продажу запчастей на предмет соответствия требованиям безопасности. Проводится она по заявлению производителя только для абсолютно новых деталей, которые продаются отдельно. В отношении запчастей, поступающих на производство авто, бывших в употреблении и восстановленных компонентов машины это правило не действует.

Всеми проверками имеет право заниматься только специализированная экспертная организация, включенная в государственный реестр.

Объекты регулирования

Регламент устанавливает требования к:

  • колесному транспорту;
  • автомобильным шасси;
  • прочим автозапчастям.

Не распространяется действие документа на:

  • Транспорт, передвигающийся не быстрее 25 километров в час;
  • Спортивные автомобили;
  • Легковые машины старше 30 лет и грузовики старше 50 лет (при условии, что все запчасти на них оригинальные);
  • Машины, ввезенные для личного пользования на срок не более полугода;
  • Автомобили силовых ведомств и военных;
  • Транспортные средства дипмиссий;
  • Большегрузный внедорожный транспорт.

Прочие положения

Регламент содержит и некоторые другие положения.

Например, согласно документу, государства  члены таможенного союза вправе установить свои требования к автомобилям, отличающиеся от регламента большей строгостью.

Кроме того, установлен знак соответствия автомобиля или детали требованиям регламента. Он представляет собой три буквы, «ЕАС», и наносится на автотовары, успешно прошедшие все необходимые проверки.

Также содержатся в документе некоторые дополнительные технические требования, например, касающиеся длины машины. Так, для легкового автомобиля она не должна превышать 12 метров. Если машина будет длиннее, она попадет не в категорию М1, к которой причислены «легковушки», а в одну из других.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 установил единообразные требования к автомобилям, ввозимым в страны-участники или производимым в них. Такая унификация очень удобна. Во-первых, все машины в государствах – членах союза теперь соответствуют одним критериям и их можно свободно перевозить из одной страны в другую. Во-вторых, появились четкие требования к безопасности машины, которые обеспечивают сохранность жизни и здоровья водителей, пассажиров и пешеходов.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования