Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Транспорт несёт не только доход и удобства, но и опасность. Именно поэтому предрейсовый медицинский осмотр водителей приходится проходить всем, чья трудовая деятельность проходит за рулем. Он необходим для быстрого обнаружения казусов, препятствующих нормальному управлению авто и как следствие предотвращения аварий.

Водители подлежащие медицинскому осмотру

На освидетельствование перед выездом идут все, чья трудовая деятельность проходит за рулем, например, управляющие общественным транспортом, таксисты, экспедиторы, дальнобойщики.

Некоторым категориям приходится наносить визит к врачу и в конце рабочего дня например, работающим с опасными грузами.

Организация и оплата процедуры ложится на плечи нанимателя. Многое зависит от величины фирмы и того, скольким работникам приходится ездить. Глава фирмы сам принимает решение, где целесообразнее устроить проверку: в медпункте фирмы или удаленно.

Однако если пункт осмотра удален от офиса фирмы на значительное расстояние, коммерсант обязан разрешить этот вопрос например, посредством корпоративного автобуса.

Требования к кабинету

Готовящихся к выезду осматривают в кабинетах площадью от 12 м2. Также в комнате присутствуют:

  • набор для оказания первой медицинской помощи;
  • кушетка;
  • минимум два стула;
  • шкаф под одежду;
  • градусник;
  • стол для письма с настольной лампой;
  • тесты для выявления наркотического или алкогольного опьянения;
  • аппарат, измеряющий давление;
  • стол для хранения медицинского оборудования.

Все инженерные системы и свет в медпункте должны работать без сбоев.

Требования к проводящей осмотр организации

Директор фирмы сам принимает решение, какой способ освидетельствования сотрудников для него наиболее удобен (Письмо Минздрава № 2510/9468-03-32 от 21 августа 2003 года) удаленный или на месте.

Проведение осмотров подразумевает обязательное лицензирование.

Соответственно, заниматься этим вправе медицинские работники с образованием не ниже среднего специального и имеющие действующий диплом и сертификат. Учреждения, где можно их получить, присутствуют в большинстве крупных городов это медицинские академии, колледжи, учебные центры.

Лицензии на предрейсовый осмотр

Сертификат стоит в районе 20-22 тысяч рублей, лицензия обойдется минимум в пять раз дороже, добиваться её более хлопотно. Чтобы сэкономить время и усилия, многие коммерсанты обращаются к услугам посредников для сбора и заполнения необходимой документации.

Если врач нанят на должность в компанию, то лицензия в этом случае не требуется. В остальных случаях без нее не обойтись, даже если речь всего лишь о медпункте для выдачи справок о здоровье. Коммерсанты обязаны удостовериться, что выбрали в партнеры лицензированную организацию.

Стоимость проверок перед поездками варьируется. В муниципальных заведениях нижняя граница стоимости начинается со ста рублей. В частных этот показатель выше, а верхний может составлять 385-500 рублей.

Из-за невысокой стоимости многие предприниматели, занимающиеся перевозками, не нанимают в штат медиков, если штат водителей в фирме небольшой (до пятнадцати человек). Более серьезные компании часто высказывают желание заключить месячный контракт на обследование всех разъездных сотрудников.

Как происходит осмотр?

Работников проверяют перед каждым выездом. Время, которое человек тратит на посещение медицинского кабинета, засчитывают в качестве рабочего. Проверка занимает максимум пятнадцать минут на каждого пациента, неважно, где это происходит в медпункте компании или в специальной клинике.

Врач спрашивает осматриваемого, как тот себя чувствует, проверяет на присутствие алкоголя, меряет частоту сердечных сокращений, давление и при необходимости направляет на другие анализы.

Журналы предрейсовых и послерейсовых осмотров содержат:

  • дату осмотра;
  • паспортные данные и должность обследуемого;
  • результат осмотра;
  • итоговые заключения;
  • подписи специалистов, проводивших осмотр.

Если состояние настолько не в порядке, что садиться за руль нельзя, врач выписывает справку на посещение клиники, о чем также отмечается в журнале.

Если напротив, показатели удовлетворительные, специалист ставит в путевку штамп врача (Приказ Минтранса России №152 от 18 сентября 2008 года), вносит запись в журнал предрейсовых осмотров, ведение которого обязательно для каждой компании. Все, сотрудник может спокойно садиться за руль.

Водители, входящие в группу риска

К группе риска относятся:

  • Люди, систематически принимающие алкоголь, наркотические составы, лекарства, влияющие на состояние психики.
  • Сотрудники с тяжелыми хроническими болезнями.
  • Возрастные сотрудники (мужчины от 55 лет, женщины старше пятидесяти).

Сюда же относятся молодые разъездные работники, которые устроились в компанию меньше года назад. Даже если они не относятся к группе риска в смысле наличия заболеваний и кажутся абсолютно здоровыми, нанимателю следует с особенной тщательностью подойти к организации их медицинского осмотра. Коммерсанту следует помнить, что если сотрудник за рулем попадет в аварию, это повлечет за собой серьезные проблемы для бизнеса, вплоть до уголовного преследования.

Лучший выход регулярно проводить медицинские освидетельствования.

Причины отстранения водителя

Если врач обнаружит серьезные препятствия для выезда водителя на рейс, такой сотрудник отстраняется от рейса. В журнале предрейсовых осмотров вносят соответствующую запись, также врач обязательно уведомляет директора фирмы о случившемся.

Сотрудника не допустят к рейсу в следующих случаях:

  • если он нетрезв или одурманен, сюда относят и похмелье;
  • присутствует болезнь или синдром, влияющие на скорость принятия решения за рулем, например, ОРВИ, сопровождающаяся высокой (от 37 градусов) температурой.
  • слишком высокое или чрезмерно низкое артериальное давление.

Но и это не все. В отдельных случаях, врач вправе не выпустить на рейс человека, чье состояние вызывает у него серьезные сомнения.

Наказание за нарушение правил предрейсовых медицинских осмотров

Пренебрежение нормами предрейсового освидетельствования или вовсе игнорирование этой процедуры обернется серьезными неприятностями для всех, виновных в опасном рейсе для водителя, врача и, самое главное директора компании.

Сидящий за рулем выплатит от одной до полутора тысяч рублей. Врач, который выпустил не пригодного по состоянию здоровья человека в поездку от 2 до 3 тысяч рублей. Наибольший штраф платит частный предприниматель или организации от 30 до 50 тысяч рублей.

И это просто за сам факт выезда с нарушениями норм предрейсового контроля. Если же такой водитель попадет в аварию, ответственность и суммы штрафов также увеличиваются, в зависимости от серьезности последствий.

Послерейсовый медицинский осмотр водителей

Законодательство устанавливает лишь предрейсовое посещение врача в качестве обязательного (Федеральный закон №196-ФЗ) в качестве обязательного. Однако есть ситуации, когда освидетельствование требуется и после выезда.

После смены рейса, в конце рабочего дня на освидетельствование идут все, кто работает с опасными грузами или возит пассажиров. При этом специалист производит те же действия, что и на предрейсовом приеме, но сверх того, проверяет, присутствуют ли у осматриваемого признаки профессионального заболевания, травмы, интоксикации.

Важно: директор компании вправе установить обязательное послерейсовое медицинское освидетельствование и по собственному усмотрению, даже если эти сотрудники не возят пассажиров или опасный груз.

Итак, не вызывает никаких сомнений, что ответственность за физическую и психическую пригодность водителя к выезду лежит на нанимателе, который обеспечивает все нужные условия для своевременного освидетельствования. Садящийся за руль должен помнить, что автоинспекторы при возникновении подозрений вправе задержать его и попросить показать путевой лист, а то и отправить на медицинское обследование с целью подтверждения состояния. Коммерсантам, которые отправляют подчиненных в клинику без лицензий или сомнительным врачам, которые ставят штампы о прохождении абсолютно всем, стоит задуматься о серьезных последствиях для своего бизнеса.

Читайте также:  Плюсы и минусы лизинга для физических лиц
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования