Автомобиль, подлежащий утилизации или уже утилизированный, необходимо снять с регистрационного учета в органах ГИБДД. Это делают потому, что даже на транспорт, который фактически уже не существует, но продолжает стоять на регучете в госавтоинспекции, Федеральная налоговая служба начисляет транспортный налог.
Снять машину с регучета можно как до передачи ее на утилизацию в компанию, у которой с государством заключен контракт на оказание подобных услуг, так и после такой передачи. Следует отметить, что до конца 2018 года второй вариант предусмотрен не был – бюрократические процедуры в ГИБДД нужно было проходить непосредственно перед утилизацией.
Как снять автомобиль с учета для его утилизации
Снять машину с учета можно:
- обратившись в подразделение ГИБДД, где она была зарегистрирована;
- обратившись в ближайшее отделение МФЦ;
- подав заявление в электронном виде на сайте государственных услуг.
В обоих случаях пакет документов, необходимых для процедуры, а также порядок ее прохождения не будут иметь отличий.
Что потребуется
Необходимые документы
Для снятия автомобиля с регистрационного учета будут необходимы следующие бумаги:
- заявление о снятии авто с регучета;
- документ, удостоверяющий личность лица, которое снимает машину с регистрационного учета (паспорт гражданина Российской Федерации);
- свидетельство о регистрации транспорта;
- паспорт технического средства;
- номерные знаки автомобиля (если они есть).
Если заявитель и собственник машины – разные лица, также потребуется нотариально удостоверенная доверенность на совершение действий по регистрации транспорта.
Такое обычно бывает, когда снимают с учета машину, принадлежащую юридическому лицу. Также подобная ситуация возникает, если собственник авто не может самостоятельно провести процедуру и делегирует это другому лицу.
Заявление и его образец
Заявление составляют на особом бланке. Оно должно содержать следующие сведения:
- информацию о государственном органе, куда направляет бумагу заявитель (его название и адрес местонахождения);
- информацию о самом заявителе (фамилию, имя, отчество и место регистрации);
- данные об автомобиле (марка, моджель, год выпуска, VIN, государственный регистрационный знак и другие);
- информацию о гражданине или организации, у которого транспорт находится в собственности;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.
Как в МФЦ, так и в органах ГИБДД предоставляют бланк заявления и образец его заполнения. Однако если автовладелец хочет составить бумагу заранее, бланк и образец можно скачать в Интернете. Они размещены на сайте ГИБДД МВД:
Полная версия документа доступна на сайте.
Кроме того, документы доступны для скачивания на сайте МФЦ. Поскольку МФЦ не имеет централизованного МФЦ-ресурса, так как организовано региональными властями, в каждом субъекте федерации адрес, по которому можно загрузить заявление, отличается.
Пошаговая инструкция
Вот какие шаги понадобится предпринять, чтобы снять машину с регучета в связи с утилизацией.
- Собрать пакет документов, о котором говорилось выше. Сделать это можно как до утилизации автомобиля, так и после нее. Если авто снимают с учета уже после утилизации, в паспорте технического средства обязательно должна стоять отметка о том, что транспорт утилизирован. Такую отметку ставит организация, занимающаяся уничтожением старых машин.
- Оплатить государственную пошлину.
- Прийти в подразделение ГИБДД, где было зарегистрировано авто, или в ближайшее отделение МФЦ и написать там заявление (или предоставить уже составленное). Одновременно с этим необходимо передать должностному лицу ГИБДД или МФЦ собранные бумаги.
Если документы предоставляют прямо в отдел ГИБДД, то снятие с регучета происходит в день их подачи.
Если гражданин пользуется посредничеством МФЦ или сайтом «Госуслуги» процедура может занять чуть больше времени.
Госпошлина и ее оплата
Государственная пошлина за снятие автомобиля с регучета составляет 350 рублей. Как и другие фискальные платежи, госпошлину можно внести в бюджет четырьмя способами.
- Через банк. Для этого необходимо прийти в любую кредитную организацию, работающую на законных основаниях, сообщить о намерении оплатить госпошлину и внести деньги в кассу банка. Также возможна оплата путем перечисления денег с расчетного счета.
- Через сайт государственных услуг. Оплатить пошлину можно прямо на сайте госуслуг. При этом деньги можно перечислить тремя способами: с расчетного счета в банке, с электронного кошелька или с мобильного телефона.
- На почте. Любое отделение почтовой связи принимает к оплате государственные пошлины. Правда, заплатить можно только наличными.
- В местной администрации. Согласно нормам Налогового кодекса фискальный платеж можно совершить, внеся деньги в кассу муниципалитета.
Возможные проблемы и нюансы
Основная проблема при прохождении процедуры – отказ. Он может быть сделан по нескольким причинам:
- неправильное оформление заявления;
- предоставление неполного пакета документов или бумаг, содержащих недостоверные или заведомо ложные сведения;
- оплаты государственной пошлины не на те реквизиты;
- злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников ГИБДД.
Первые три ситуации решаются просто – гражданин собирает или заменяет бумаги, пишет в банк заявление о возврате ошибочно перечисленной пошлины и ее зачислении на нужный счет.
А вот в последнем случае поможет только жалоба в вышестоящий орган ГИБДД, прокуратуру или суд.
Часто задаваемые вопросы
Есть ли разница в подаче заявления до или после утилизации?
Разницы нет. Когда автовладелец направил бумаги – не имеет значения и не влечет для него каких-либо санкций.
Предусмотрены ли скидки по госпошлине?
Да. Если оплачивать ее через сайт госуслуг, можно сэкономить 30%. В остальных случаях платеж придется совершать в полном объеме.
Сильно ли дольше оформление через МФЦ?
Как правило, оно занимает пять дней.
Утилизировать машину мало – нужно снять ее с учета. В первую очередь это нужно, чтобы на нее не начисляли транспортный налог. Процедура снятия – не сложная и не требует сбора большого количества документов. Ее прохождение в ГИБДД занимает не более одного дня.