Важное про лишение прав за ксенон

Регламент санкций за кустарный монтаж ксеноновых фар/противотуманок предусмотрен частью №3 статьи №12.5 КоАП. Согласно этому документу за установку светового оборудования, не предусмотренного конструкционными особенностями ТС, автовладелец лишается водительского удостоверения на период 0,5–1 год и сопровождается обязательным изъятием самовольно смонтированного оборудования.

Самовольный монтаж светового оборудования относится к несанкционированному изменению конструкции машины. Это может повлечь за собой принудительное прекращение регистрации автомобиля. Это правило регламентировано в пункте №51 Постановления №1001 «О регистрации ТС».

Почему за ксенон лишают прав?

Согласно действующей законодательной базе лишение прав за ксенон предусматривается по нижеследующим причинам:

  1. Чрезмерно яркий световой поток «слепит» других автолюбителей.
  2. Из-за несоответствия углу наклона светоотражающих элементов на фарах, поток света может направляться выше, ниже или вбок от нормы.
  3. Из-за отсутствия автокорректоров направленности световых пучков, на освещённом дорожном полотне могут появиться тени или слепые зоны, нарушающие объективность восприятия дорожной ситуации.
  4. Длина световой волны весомо уменьшается, ухудшая видимость для водителя.
  5. Водители соседних автомобилей не могут правильно оценить расстояние до машины с нештатным ксеноном.

Поэтому кустарная установка светового оборудования противоречит ПДД. Соответственно ТС признаётся неисправным, а водитель лишается прав.

В ПДД перечислен перечень неисправностей всего светового оборудования (речь идёт не только о фарах, но и о противотуманках). Именно они приводят к тому, что машина признаётся технически несоответствующей нормам эксплуатации. К ним относятся следующие неисправности:

  • установленное оборудование не предусмотрено конструкционными особенностями ТС;
  • фары/противотуманки и поток света, создаваемый ими, не соответствует нормам ГОСТа;
  • наличие несоответствий в лампах, отражателях или других элементах типу оборудования, предусмотренного конструкцией авто.

Если ксенон предусматривается конструкционными особенностями ТС, то они не приводят к лишению прав или другим санкциям со стороны властей.

Так что наказываются только те водители, которые самовольно заменили галогеновые или другие типы фар на газоразрядные источники света.

Можно ли избежать наказания?

По состоянию на начало 2019 года, судебная практика за кустарный монтаж ксенона чаще всего рассматривается по части №3 статьи №12.5 КоАП России и предусматривает лишение прав. Этот документ гласит:

«Вождение автотранспорта, на фронтовой части которого стоит световое оборудование, отбрасывающее красный световой поток или другие приборы такого же цвета и режим их работы противоречит законодательной базе в части допуска автотранспорта к эксплуатации, влечёт за собой лишение прав на 0,5–1 год. Также это правонарушение сопровождается обязательным изъятием несанкционированного оборудования».

Поэтому самовольно устанавливая ксенон, стоит понимать, что избежать наказания будет довольно проблематично. Однако в законе есть маленькая лазейка, которая может помочь автолюбителю. И речь идёт о том, что правонарушением признаются только те случаи, когда и цвет светового оборудования, и режим работы одновременно противоречат законодательной базе в части признания автотранспорта годным к эксплуатации.

Если свет от фар и/или противотуманок не отдаёт красным, зелёным или синим*, то остаётся лишь режим работы светового оборудования. Ни в ПДД, ни в КоАП это понятие не расшифровано. Однако расшифровка есть в Техрегламенте Союза Таможенников. И там указано, что он бывает двух типов:

  1. Проблесковый. К примеру, проблесковые маячки на спецтехнике.
  2. Постоянный. Все остальные разновидности светового оборудования, включая фары и противотуманки.

Это означает, что под режимом работы понимают не тип фар, а принцип их действия. Т. е. они могут либо отбрасывать постоянный свет, либо мигать.

*Что касается цвета светового оборудования и цвета светового потока, отбрасываемого ими, то он должен соответствовать пункту 3.6 ПДД. В нём указано, что он может быть белого, оранжевого или жёлтого цвета. Соответственно все иные цвета запрещены.

Как избежать наказания?

По сути, всё вышеизложенное говорит о том, что действие части 3 статьи 12.5 КоАП России, противоречит законодательству. Однако не спешите радоваться. Мы неспроста начали с того, что большинство судов принимают решение в пользу лишения прав.

Дела о несанкционированном использовании ксенона рассматриваются мировыми судьями. И, несмотря на то, что у нас действует не прецедентная система судопроизводства, у большинства судей за годы существования закона, сложилось вполне чёткое мнение – кустарная установка светового оборудования должна привести к лишению прав. Соответственно в первой инстанции, в большинстве случаев, будет вынесено вполне чёткое решение, поэтому автолюбителю, скорее всего, придётся оспаривать решение в верховном суде.

Именно поэтому мы назвали действующее несоответствие законодательства ранее прописанным нормам лишь небольшой лазейкой.

Суть в том, что на оспаривание решения мирового судьи может уйти примерно столько же времени, на сколько вас лишили прав.

Поэтому чаще всего, оспаривать его не имеет смысла*. Однако, если вы сможете доказать мировому судье, что режим работы светового оборудования не был нарушен, то вы сможете избежать наказания.

*Если вы хотите оспорить решение суда, то в течение 10 календарных суток можно написать апелляцию и подать её в вышестоящую судебную инстанцию. Апелляция должна иметь обоснования и содержать указания на нормативно-правовые акты, на которые ссылается автолюбитель.

Если на автотранспорте не установлены корректоры углов наклона, омыватели и иное дополнительное оборудование, гарантирующее работоспособность системы освещения, то доказывать невиновность не имеет смысла. В этом варианте автомобиль всё же противоречит действующим нормам эксплуатации.

Исключением являются случаи, когда на заводском ксеноне не установлен один или более из положенных на данный момент приборов.

Водитель может ссылаться на пункт 21 Техрегламента ТС, согласно которому, на момент выпуска автотранспорта световое оборудование соответствовало требованиям допуска.

Обжалование

Ещё одна небольшая лазейка кроется в порядке действий инспектора ГИБДД, который осматривал автомобиль. Он должен быть следующим:

  1. Инспектор должен представиться и показать удостоверение.
  2. Досмотр ТС может проводиться только инспектором технадзора. При этом должны присутствовать минимум два понятых, вместо которых может использоваться видеосъёмка. До 2015 года досмотр мог проводиться только на стационарных постах ГИБДД, однако сейчас его могут проводить в месте остановки ТС инспектором полиции, которому достаточно выявить правонарушение визуально.

Досмотр автомобилей, находящихся на гарантии запрещён. Инспектор полиции не имеет права нарушать целостность пломб.

  1. При составлении протокола, сотрудник ГИБДД обязан разъяснить права водителя, включая информацию о времени обжалования его действий.
  2. После того, как протокол будет составлен, водитель имеет право указать в нём, что он не согласен с вменяемым ему правонарушением.
  3. Инспектор не имеет право конфисковать ТС и переместить его на штрафстоянку. Однако он может изъять номерные знаки автомобиля.

Если что-то из вышеизложенного перечня было выполнено с нарушением норм, то водитель имеет право подать жалобу на постановление инспектора ГИБДД. В таком случае автолюбитель также может избежать наказания, обжаловав действия сотрудника полиции.

Водителю потребуется номер удостоверения инспектора, так что перед досмотром обязательно перепишите его или ведите собственную видеосъёмку.

Другие санкции

Ранее за кустарный монтаж ксенона предусматривался или штраф, или лишение. Однако на данный момент это правило упразднено. Сейчас правонарушение предусматривает только лишение прав с изъятием светового оборудования.

Вывод

Автолюбитель может попасть под лишение прав за ксенон, если его установили на машину с отличными от газоразрядных ламп конструкционными особенностями светового оборудования. Если же на вашем автотранспорте фары установлены в заводских условиях, то опасаться нечего.

Читайте также:  Процедура признания недействительным договора купли-продажи автомобиля
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования