Техосмотр (далее – ТО) является обязательно процедурой проверки машин на должное техническое состояние. Регулируется стандарт эксплуатационных характеристик Правилами дорожного движения (ПДД).
Разные машины могут проходить техническое обследование по-разному. Отличия по срокам, когда требуется в обязательном порядке привозить технику на проверку. Например, нужно ли сразу проверять авто после покупки, в каких случаях, какой должен быть пробег.
Обязателен ли
По законам Российской Федерации не нужно проверять на исправное техническое состояние новую машину. Но у некоторых водителей-новичков возникает резонный вопрос: «Какой же автомобиль считать новым, а какой – нет?».
Новыми машины считаются те, возраст со дня выпуска из завода у которых не больше 3-х лет. Это прописано в ч. 2 ст. 15 закона «О техосмотрах ТС и изменениях в отдельные законы РФ» федерального уровня №170-ФЗ от 01.07.11 г., где речь идет о тех ТС, которые не следует сдавать на техническую проверку.
Возраст определяют не с начала эксплуатации и продажи новой машины, а с даты ее выпуска из завода.
Вывод – новая машина не подлежит проверке техническими специалистами на станции ТО. Процедура осмотра необходима только для машин, которые старше 3-х лет по возрасту.
Это говорит о том, что даже машины с пробегом могут быть освобождены от обязательной проверки техосмотра, если только они имеют возраст менее 3-х лет. Но не все виды машин освобождаются от первичного осмотра в эти годы.
Такие правила касаются следующих видов автотранспортных средств:
- легковые авто, используемые в личных целях;
- грузовики, где разрешенная масса всего 3,5 т и менее того;
- легковесные и малогабаритные прицепные устройства;
- мототранспорт.
Но если новая легковая машина будет использоваться в качестве такси для перевозки пассажиров, тогда её придется проверять каждые полгода на станции ТО.
Точно также дело обстоит и с другими специализированными автотранспортными средствами перемещения – грузовыми, пассажирскими.
Поэтому на частоту использования ТС следует обращать внимание, если автомобилисту нужно узнать, как часто предстоит ему проходить осмотр на техстанции автотехнических средств.
Необходимо также различать два основных понятия:
- техэкспертиза;
- техосмотр, техпроверка.
Техэкспертиза необходима для того, чтобы целенаправленно выявить неполадки или ущерб, причиненный аварией. Обычно такие вопросы всплывают для ОСАГО, чтобы получить по такому полису страховку.
Точно также, экспертная оценка может понадобиться и для реализации полиса КАСКО при наступлении страхового случая.
Перед продажей машины, когда нужно выявить её рыночную стоимость, тогда тоже обращаются к экспертному оценщику. А технический осмотр через оператора ТО – эта обязательная процедура для всех автовладельцев.
Какие сроки и периодичность прохождения техосмотра нового автомобиля по годам выпуска
Вся автомобильная техника – используется ли она в личных целях, либо является на службе у какого-то предприятия, учреждения, организации, должна регулярно проверяться на станциях операторов технического осмотра (операторов ТО).
Операторы заносят все сведения по текущему состоянию автомашины в единую базу, в которую есть доступ у уполномоченных сотрудников ГАИ и других служб.
Машины иностранных регистраций обязаны проходить временную регистрацию на территории России. После постановки в конкретном регионе РФ на временный учет в ГИБДД, машина иностранца должна быть обследована в том же порядке, что и машины граждан страны.
Чаще всего проверяются на нормальное техсостояние следующие типы автотехники:
- таксомоторные ТС;
- пассажирские ТС – автобусы, микроавтобусы и прочее;
- грузовой автотранспорт – специализированные грузовики, перевозчики опасных грузов, а также прицепная к ним техника на колесах.
Средняя периодичность обязательных проверок принадлежит таким авто:
- грузовики массой больше чем 3,5 т.;
- специальные машины, на которых разрешены сигнальные устройства – скорая помощь, машины службы МЧС, государственная техника и проч.;
- обучающие вождению машины.
Реже по частотности прохождения ТО проверяются:
- легковые автомобили;
- легкие грузовики (массой менее 3,5 т);
- прицепы;
- мотоциклы.
В таблице рассмотрим всю картину, кто и как обязан в России проходить техосмотр:
Категория транспортных средств | Возраст машины в годах | |||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |||||
Период для проверок по месяцам в году (из расчета сначала года) | ||||||||
6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | |
Такси | + | + | + | + | + | + | + | + |
Автобус | + | + | + | + | + | + | + | + |
Грузовик | + | + | + | + | + | + | + | + |
Спецмашина | + | + | + | + | + | + | + | + |
Грузовик – от 3,5 т. | + | + | + | + | ||||
Машина с сигналами | + | + | + | + | ||||
Учебное авто | + | + | + | + | ||||
Легковая машина | + | |||||||
Грузовик – до 3,5 т. | + | |||||||
Прицеп к технике массой до 3,5 т | + | |||||||
Мототранспорт | + |
Продолжение таблицы:
Категория транспортных средств | Возраст машины в годах | |||||||
5-й | 6-й | 7-й | 8-й | |||||
Период для проверок по месяцам в году (из расчета сначала года) | ||||||||
6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | 6 | 12 | |
Такси | + | + | + | + | + | + | + | + |
Автобус | + | + | + | + | + | + | + | + |
Грузовик | + | + | + | + | + | + | + | + |
Спецмашина | + | + | + | + | + | + | + | + |
Грузовик – от 3,5 т. | + | + | + | + | ||||
Машина с сигналами | + | + | + | + | ||||
Учебное авто | + | + | + | + | ||||
Легковая машина | + | + | + | |||||
Грузовик – до 3,5 т. | + | + | + | |||||
Прицеп к технике массой до 3,5 т | + | + | + | |||||
Мототранспорт | + | + | + |
Несколько пояснений к таблице:
- Грузовики могут быть оборудованы под сидячие пассажирские сиденья. Но в этом случае крайне важно их количество. Так, для проверки у оператора техосмотра машины, в которой обустроено более 8 сидений (кроме водительского места), понадобится затрачивать время 1 раз в каждые полгода.
- Под спецмашинами подразумеваются грузоперевозчики опасных грузов. Сюда же входят и прицепы к ним – их проверяют вместе с машиной.
- Грузовики массой более 3,5 т. проверять можно 1 раз в год. Конечно же, если они не используются в качестве перевозки пассажиров, либо – опасного груза.
- Сигнальные устройства на машину имеют право ставить только специальные городские, государственные службы. Речь идет о таких машинах с сигналами, как служебные авто: МЧС, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и спасения от огня, коммунальных служб, правительственные или полицейские машины и др. Они тоже проходят проверку – 1 раз в год.
- Учебные автомобили, на которых обучаются вождению водители категории В, могут проходить проверку 1 раз в год.
Легковые машины массой до 3,5 т, грузовики весом до 3,5 т, прицепное оборудование к ним, а также мотоциклы различной модификации – должны проверяться 1 раз в 2 года.
Опять же, если только они не совпадают по назначению с такси, грузовиками-перевозчиками опасных грузов и иными специализированными транспортными средствами.
При этом первые 3 года они не подлежат обязательной диагностике. А вот если уже им больше 7 лет, тогда проверки устраивают чаще – 1 раз в год.
Общую картину частотности проверок для неспециализированных легковых авто и легких грузовиков, прицепов или мотоциклов можно представить следующим образом:
первые 3 года | нет требований закона, проверять техсостояние |
в конце 3-го года | следует проверить машину |
следующие все 4 года | проверка 1 раз в два года |
начиная с 8-го года возраста машины | диагностика 1 раз в год |
Необходимо также учесть последние изменения, которые были внесены в законодательство России в отношении правил прохождения ТО на территории страны.
С 4 мая 2020 года машины, которые имеют заводской выпуск периода 2011-2014 годов, все обязаны пройти проверку на станциях ТО.
После этого, машины 2014 года выпуска будут уже в следующий раз проверять в 2020 году. А техника 2011 года выпуска – каждый год, однократно.
После прохождения ТО выдается специальный подтверждающий документ – диагностическая карта. В ней указывается дата последней проверки, которая доказывает своевременность диагностики машины.
Ранее (до 2012 г.) действовал талон о ТО, теперь же – такая карта. Этот документ может проверять полицейский автодорожного патруля во избежание ДТП на дорогах, спровоцированными неисправностями автомашин. Но возить с собой такую карту необязательно, согласно п. 2.1.1 ПДД.
Ведь сотрудники дорожной полиции смогут проверить своевременность прохождения техосмотра также и по Единой базе данных – Единой Автоматизированной Информационной Системе Технического Осмотра автомобилей (ЕАИСТО).
Что нужно, чтобы проверить прохождение техосмотра автомобиля, говорится в статье: порядок прохождения техосмотра автомобиля.
Нужен ли техосмотр на автомобиль до 3 лет, читайте здесь.
Где проводится Когда-то правилами было вменено всем без исключения водителям проверять свои машины на техстанциях, учрежденных государственной службой ГИБДД.
Теперь же, нет такого обязательства – проводить машины под диагностику в местах их регистрационного учета. Для этих целей в Российской Федерации предусмотрены специальные станции технического осмотра (операторов ТО).
Адреса таких точек можно найти на официальном сайте ГАИ, РСА (Российского Союза Автостраховщиков). Раз привязки к адресам учетной организации ГАИ нет, то любой водитель беспрепятственно сможет пройти проверку своей машины, даже если отправился в командировку. Он может по пути обратиться на любую станцию ТО.
Если своевременно не диагностировать свой автомобиль, то за задержку такой процедуры могут грозить штрафы:
нет ни одной проверки в положенные сроки | 800 руб. |
забыл пройти осмотр автотехники | 500 руб. |
В случае просроченного техосмотра, у водителя могут отобрать машину и отбуксировать ее на штрафную стоянку. Она платная, поэтому придется вложить сколько-то своих денежных средств еще и за использование эвакуатора, а также – каждые сутки хранения на штрафплощадке.
На необследованной в обязательном порядке машине ездить дальше нельзя. Поэтому если диагностика просрочена, то любой полицейский службы ГАИ имеет полное право арестовать авто до тех пор, пока штраф не будет оплачен, а техосмотр пройден в надлежащем порядке.
Новые авто не надо проверять, поэтому гаишнику достаточно предъявить ПТС на машину, где указывает год выпуска техники, доказывающий, что ей еще нет 3-х лет в использовании.
Что проверяется
В диагностической карте формата А4 зеленоватого цвета, либо же в электронном варианте документа указываются отметки оператора ТО. Они могут быть разными.
Если допуск к эксплуатации ТС выдается – то отметка гласит о разрешении использовать технику далее.
Если же машина неисправна, требует капитального ремонта и не может далее участвовать в дорожном движении, то в карте указывается запрет на дальнейшую эксплуатацию с пометками и рекомендациями, как исправить ситуацию.
Только после тотального ремонта и полной исправности можно повторно пройти техосмотр и получить разрешение.
В этом вопросе, насчет запретов и допуском, часто фигурирует тема для автолюбителей о том, что же именно обычно проверяет операторами ТО, когда техника привозится на обследование.
Какой бы ни была машина, грузовые авто массой более 3,5 т, либо легковой автотранспорт, автобусы, мотоциклы – всегда будут проверяться самые ключевые агрегатные системы, светотехника, проводка электропередач и иное.
В целом специалисты-диагносты обращают внимание на следующие детали машины:
- при помощи специальных инструментов проверяется ходовая часть и иные системы;
- система тормозов;
- рулевые элементы – люфт, подвеска;
- исправность работы всей оптики;
- запорные механизмы;
- технические жидкости проверяются на соответствие норме.
Кроме этого обязательно будет проверяться наличие следующей атрибутики:
- Соответствие норме регистрационных государственных знаков машины – их правильность размещения, четкость изображения, отсутствие мешающих ярких рисунков и прочее.
- Огнетушитель в салоне машины.
- Аптечка в салоне.
- Знак аварийной остановки в багажнике.
- Запасное колесо с шиной – для некоторых автомобилей.
Важной деталью также является высокий уровень токсичности выхлопных газов, которые машина производит во время движения.
В целях максимального сохранения чистоты экологии в городах и пригородах, где есть автомобильные трассы, необходимо, чтобы машина не выделяла много токсинов в выхлопной газовой среде. Степень токсичности проверяется при помощи специального оборудования. Выявляется неисправность, либо прочищаются трубы.
В крайнем случае, может проводиться тотальная модификация машины с переходом на новый вид топлива. Например, дополнительно разрешается устанавливать газовый баллон, чтобы не использовать бензин. Но для этого надо будет пройти еще дополнительную процедуру регистрации нового оборудования.
Стоимость
Цены на прохождение технического осмотра автотранспортного средства отличаются в зависимости от того, какой категории является ТС.
Самые дорогие диагностические процедуры предусмотрены для тяжеловесных грузовиков, грузоподъемностью больше 12 т. Недешево обходится проверка и для автобусов.
К тому же в обеих столицах России – Москве и северной культурной столице – Санкт-Петербурге, прохождение техосмотра может быть дороже, чем в других городах страны.
В таблице отражены все детали отличий цен по категориям автотранспортных средств. Данные представлены в сильно усредненном виде. Отличаться цены могут по регионам:
Тип машины | Стоимость, руб. |
Легковой автомобиль | 410-720 |
Легковое авто с проверкой в Москве | До 720 |
Легковое авто с проверкой в Санкт-Петербурге | До 881 |
Мотоцикл | 140-240 |
Проверить мототранспорт в Москве | 240 |
Пройти диагностику мотоциклу в Санкт-Петербурге | 273 |
Автобус | 890-1300 |
Микроавтобус | 740 |
Тяжеловесный грузовик (свыше 12 т) | 1600 |
Тяжелый грузовик проверить в Москве | 1630 |
Тяжелый грузовик проверить в Санкт-Петербурге | 1997 |
Средний грузовик | 860-930 |
Легкий грузовик | 440 |
Троллейбус | 680 |
Прицепы | До 600 |
Год заводского выпуска в таких вопросах играет существенную роль. Его можно посмотреть в ПТС – техническом паспорте транспортного средства.
Машина может быть куплена без пробега. Тогда для нее техосмотр не нужен. Но такое послабление предусмотрено только до конкретного периода её эксплуатации.
Если автотехника приобретена с пробегом, тогда следует смотреть на правила прохождения ТО и возраст машины.
Но есть еще специфика для профессионального вождения – к примеру, проверку проходят все автобусы, тяжеловесные грузовики и их водители.
О том, как купить диагностическую карту техосмотра без показа машины в Москве, рассказывается в статье: купить диагностическую карту техосмотра без показа машины.
Образец платежки на оплату госпошлины за техосмотр смотрите на странице.
Скачать бланк доверенности на прохождение техосмотра можно по этой ссылке.
Видео: Техосмотр в 2020 году