Важные факты из статьи
- С 19 октября 2022 года введён новый закон о финансовых платформах.
- Теперь на таких площадках можно приобрести страховку ОСАГО в электронном виде, а не только на официальном сайте страховщика.
- При этом, маркетплейс не имеет права взимать комиссию, а конечная цена полиса должна быть такой же, как и на сайте страховой компании.
С введением электронного полиса ОСАГО его стало возможно приобрести, не выходя из дома. Правда, вместе с этим появились и дополнительные риски с регрессом, если вы указали недостоверные сведения при заполнении онлайн-формы, что привело к снижению стоимости страховки. Но сегодня речь не об этом. А о том, что теперь договор страхования можно будет заключить не только на официальных сайтах страховщиков, но и на площадках-агрегаторах представителей финансовых услуг. Давайте обо всём по порядку!
Что за новый закон в октябре?
Речь идёт о Федеральном законе №212, и он вовсе не октябрьский – его разработали и подписали ещё в середине лета 2022 года. В целом, этот нормативный документ направлен во исполнение единственной цели – структурировать и законодательно урегулировать работу финансовых платформ – площадок, которые будут продавать разного рода финансовые услуги.
В число таких услуг включены следующие:
- покупка полиса ОСАГО в электронном виде через такую торговую площадку,
- открытие и закрытие счетов в кредитных организациях,
- оперирование акциями и другими ценными бумагами,
- инвестиции и доверительное управление,
- вклады в банках и другие виды финансовых услуг.
Этот новый Федеральный закон вступил в законную силу 19 октября 2022 года.
Какие изменения по покупке страховки ОСАГО?
Суть нововведения заключается в том, что ранее полис можно было купить тремя возможными способами:
- обратиться с необходимыми документами в офис страховой компании по ОСАГО,
- зайти на сайт и оформить электронный полис,
- зайти на сайт Российского союза страховщиков (РСА), заполнить форму для покупки и опять же приобрести страховку у компании, на которую перекинет сервис.
Теперь к 2 последним пунктам, которые совмещает возможность приобретения ОСАГО в режиме онлайн, добавился ещё один – с 19 октября любое физическое лицо может формально купить страховку на финансовой платформе – эдаком маркетплейсе, объединяющем предложения различных страховых компаний.
Что такое финансовая платформа?
Увы и ах, но это вовсе не любой сайт-агрегатор предложений страховщиков, коих в интернете великое множество и которые уже давно работают и предлагают сравнение цен на полисы.
На дату написания данной статьи это всего лишь 2 площадки:
- маркетплейс «Финуслуги» от Центробанка России,
- ВТБ Регистратор.
Но самое главное, сегодня ни один из этих сервисов практически не предоставляет возможности приобретения страховки онлайн.
Зачем это нужно?
Но на самом деле, плюсы такой возможности, когда она будет реализована фактически, будут. Дело в том, что с введением возможности для страховых компаний менять базовый тариф в границах определённого законодательством коридора, конечная стоимость ОСАГО стала разной у разных организаций в зависимости от выбранного размера этого тарифа.
Объясним подробнее. В 2021 году конечная стоимость страхового договора складывается из базового тарифа, который составляет от 2471 до 5436 рублей, далее последовательно помноженного на коэффициенты в зависимости от безаварийного стажа водителей, допущенных к вождению автомобилем по полису, региона проживания собственника, мощности, стажа и возраста водителей и других.
Так как базовый тариф теперь – это сумма от и до, то каждый страховщик по своему усмотрению выбирает конкретный размер. Здесь противостоят по сути 2 фактора: конкурентоспособность цен и жадность.
Таким образом, стоимость ОСАГО при прочих равных обстоятельствах (коэффициентах) может отличаться у различных страховщиков более чем в раза. Здесь и становится удобен маркетплейс, который на единой странице выведет конечную цену страховки для потребителя у разных страховщиков и, более того, даст возможность купить полис здесь же.
Несколькими другими очевидными плюсами системы по новому закону будут являться:
- запрет для финансовой платформы по новому закону с октября брать комиссию за продажу страховки ОСАГО,
- конечная стоимость полиса должна быть ровно такой же, как на официальном сайте страховщика,
- обязанность оператора платформы показать пользователю правила страхования.