Важные факты из статьи
- Самая главная опасность оформления европротокола при ДТП – проверьте, выполняются ли условия для законной возможности обратиться в страховую при таком оформлении: в аварии пострадали только машины (не люди и не иное имущество), у вас нет разногласий по обстоятельствам, у обоих есть действующие полисы ОСАГО.
- Проверьте полис второго водителя по базе РСА – если он поддельный, то выплату можно не получить.
- А вот главный плюс извещения вы можете извлечь, когда позвоните в ГИБДД и те откажутся приезжать на место происшествия.
- Не забудьте, что после заполнения европротокола виновнику нельзя ремонтировать свой автомобиль 15 дней.
- Если вы виновник аварии и получили письмо от страховой компании с приглашением на осмотр, не игнорируйте, иначе вас ждет регресс на всю сумму выплаты.
- Оформляйте небольшие и очевидные ДТП сами – здесь извещение будет плюсом, а на серьезные аварии вызывайте сотрудников ДПС.
В нынешнем 2021 году, есть много способов, как оформить ДТП. Можно по старинке вызвать инспекторов ГИБДД, можно оформить бумажное извещение (европротокол), а можно сделать это же в электронном виде с применением специальных технических средств. Для того, чтобы вы могли правильно сделать выбор на месте ДТП, мы в данной статье постараемся рассказать про плюсы и минусы данных способов, а также тонкостях оформления для получения возмещения по ОСАГО.
Когда точно не стоит оформлять европротокол?
С уверенностью можно сказать о том, что оформлять ДТП по упрощенному порядку путём заполнения европротокола не стоит, когда для этого не выполняются законные условия.
Если быть точнее, то оформить то его можно, но это будет не более чем бумажка, по которой не получить страховое возмещение. Поэтому запоминаем необходимые требования, перечисленные в статье 11.1 Закона об ОСАГО, и проверяем их на месте аварии:
- должна быть застрахована по договору ОСАГО не только ваша ответственность, но и виновника ДТП;
- пострадало только 2 автомобиля: ваш и второго водителя;
- ничего кроме самих машин не пострадало;
- разногласий о том, как всё произошло и какие повреждения образовались, между вами и вторым водителем нет.
Если что-то не подходит, тогда европротокол точно не стоит оформлять.
Ещё одно важное условие – достаточно сильное ДТП, когда сумма ущерба даже по малейшему предположению может превышать 100 тысяч рублей. По европротоколу больше не выплачивают. Исключение – фиксация ДТП с помощью специальных систем.
Вот пример такого ДТП:
Как думаете, стоит ли оформлять европротокол при таком происшествии? Конечно же, нет! И в целом, если произошло опрокидывание машины на бок или крышу, то только вызов сотрудников ГАИ.
Подводные камни, когда лучше оформиться с сотрудниками ГИБДД
К минусам оформления европротокола можно отнести некоторые нюансы или тонкости, которые нужно учитывать при подписании бумаг.
Некоторые водители не помнят точно указанные выше условия и путают, в ДТП должно участвовать только 2 авто или же должны именно столкнуться 2 транспортных средства. Этот нюанс важен при оформлении бесконтактных ДТП – когда виновник помеху создал, спровоцировал ДТП, но как такового касания с его автомобилем не было. В таком случае оформляться нужно только с сотрудниками ДПС.
Другой нюанс европротокола — это вред другому имуществу, кроме машин. Если одна из машин столкнулась, например, с отбойником или поребриком (бордюром), то определить наверняка, был ли причинен вред этому имуществу не так-то просто. Чтобы наверняка знать, что вред причинен, за возмещением этого вреда должен обратиться собственник или обслуживающая организация этого имущества, но на месте ДТП невозможно это предугадать, в связи с чем в таких ДТП лучше доверить оформление инспекторам.
Другая неочевидная тонкость касательно «иного имущества» – это когда в ДТП пострадал, к примеру, ваш мобильный телефон или одежда.
Электронное извещение. Этому посвящена отдельная статья на нашем сайте, поэтому коротко скажем, в чём опасность. Если подведёт техника, например, не будут переданы данные через систему ГЛОНАСС, то есть все шансы остаться без выплаты.
Про регресс
Безусловным недостатком европротокола является возможность получить регрессное требование от страховщика на всю сумму выплаты потерпевшему.
В 2021 году уже не действует самый популярный у страховщиков пункт регрессных требований – за непредоставление виновником своего экземпляра извещения. Но, к слову, обязанность его предоставить всё ещё сохранилась, только ответственности за неисполнение нет.
Но оплатить ремонт потерпевшему из своего кармана можно и по другому поводу. Если виновник ДТП в течение 15 дней отремонтирует машину или не покажет авто, даже отремонтированное, по требованию страховщика. Право страховщика на регресс в таком случае закреплено в подпункте «з» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Про отказ в выплате по ОСАГО
Возможный отказ в выплате – недостаток не только европротокола, но и в принципе возмещения по ОСАГО. Связано это с использованием поддельных полисов ОСАГО. Оформляя ДТП без полиции, каждый водитель будет заполнять свои данные, и потерпевший лишь издалека может увидеть полис виновника и на этом успокоиться. Не проверять его по базе на сайте РСА и уехать. В дальнейшем может отказаться, что полис оформлен на украденном бланке, и последует отказ в выплате.
Частично эта проблема решается при оформлении электронного извещения по ОСАГО, через программу «Помощник ОСАГО». Там полисы проверяются по базе, и, если один из них не пройдет проверку, то оформиться дальше не получится.
Какие ещё минусы извещения ОСАГО?
К недостаткам европротокола относятся частые ошибки и опечатки в бланках. Заполняя извещения в стрессовой ситуации, водители нередко делают ошибки в документах. Потом, когда они получают предварительный или окончательный отказ в выплате, приходится тратить своё время и нервы на внесение изменений или переписывание европротокола. Причем, делать это нужно совместно с виновником ДТП, а это иногда проблема.
В копилку к минусам добавим неуказание в бланке на вину одного из водителей. Такой нюанс тоже может доставить проблем, вплоть до отказа в выплате.
А когда лучше оформить ДТП без сотрудников полиции?
Попробуем интуитивно подтолкнуть вас к правильному ответу на этот вопрос. Представьте себе, пятничный вечер, в первый морозный день осени дорогу слегка окутал первый снег. Вы стоите посреди большого оживленного перекрёстка и рассматриваете царапину на своей машине. Второй водитель лишь стряхивает грязь с бампера своей.
В этот момент вам предстоит сделать нелёгкий выбор между уютным времяпрепровождением вечера дома или 5-6 часовым ожиданием инспекторов на этой улице в окружении ненавидящих вас водителей.
Из описанной ситуации сразу становится понятна цель и смысл европротокола и главный его плюс, преимущество и достоинство – экономия времени. Задача водителей – оформить всё быстро, не задерживая ни себя, ни других водителей, стоящих из-за них в пробке.
Если вы думаете, что, отрицая вину в очевидной ситуации, вы сможете избежать ответственности с приездом инспекторов, то вы ошибаетесь. При этом, сами сотрудники ГИБДД, глядя на механизм ДТП и его последствия, скорее всего, сами будут настаивать на оформлении вами европротокола.
Но главное достоинство европротокола при вашей виновности в ДТП – так как вы оформляетесь без сотрудников, то и штраф за допущенное нарушение ПДД, которое привело к аварии, выписывать вам некому. Таким образом, заполнить извещение чаще всего оказывается элементарно экономнее для собственного бюджета.
Сводная таблица: что лучше вызов ГИБДД или извещение?
Итак, давайте теперь подведём итоги и выясним все плюсы и минусы обоих вариантов оформления ДТП.
Ситуация или фактор | Европротокол | Вызов ГИБДД |
---|---|---|
Условия для возможности оформления без сотрудников полиции | Помните, что главное – это законодательные условия, при которых вообще возможно оформить европротокол: в ДТП участвовало 2 автомобиля, нет вреда здоровью, жизни и другому имуществу; у обоих есть полисы ОСАГО и нет разногласий – желательно и по виновнику аварии. | Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нужно вызвать инспекторов. |
Сумма ущерба | Если вы уверены, что сумма ущерба точно не превышает 100 тысяч (или у вас есть возможность оформиться с помощью специальных технических средств), то лучше написать европротокол. | Если же есть малейшее подозрение, что стоимость ущерба больше 100 тысяч (например, за счёт скрытых повреждений) и у вас нет возможности использовать техсредства, то вызывайте сотрудников ГИБДД. |
Штраф за нарушение, которое привело к ДТП | Так как данный вариант происходит без участия сотрудников ГИБДД, то и штраф вам выписывать некому. Это особенно актуально, например, если вы накануне выпили алкогольные напитки, и есть риск вообще лишиться прав. | Приехавшие сотрудники полиции выпишут штраф за то или иное нарушение. |
Регресс | Вы не заплатите страховой всю сумму возмещения, если правильно не уведомите её в течение 5 дней о ДТП. Но вам всё ещё может быть выставлен регресс, если вы отремонтируете машину в течение 15 дней и/или не покажете её по требованию страховщика. | Если ДТП вы оформляли с ГИБДД, то регресса за ремонт автомобиля или не предоставления на осмотр быть не может. Правда, у страховщика всё ещё остаётся такое право, если вы скрылись с места аварии, были пьяны и ещё в ряде случаев. |
Бесконтактное ДТП | Это относится к тому же списку условий перечисленных выше. Одно из них для возможности оформления европротокола – столкновение автомобилей участников в ДТП. Таким образом, заполнив лишь извещение, выплату по ОСАГО вы не получите. | При бесконтактных происшествиях всегда вызывайте полицию. |
Пострадало что-то ещё кроме автомобилей | Даже при малейшем подозрении, что владелец чего-то повреждённого в ДТП, помимо машин, может подать на возмещение, не оформляйте европротокол. Это могут быть элементы дорожной инфраструктуры (в том числе бордюры, заборы, отбойники, столбы и тому подобное). | В этом случае не соблюдается условие для оформления извещения, поэтому только вызов ГИБДД. |
Нет возможности проверить полис второго участника | Одно из условий оформления без ГИБДД – наличие действующих страховок ОСАГО у обоих участников. Если нет возможности проверить по базе РСА его полис, то лучше вызвать ГИБДД, иначе может быть отказ в выплате. | По возможности, конечно, лучше найти способ проверить страховку второго водителя. Он или она обязаны сказать вам его номер, но ответственности за отказ нет. |
Что лучше: заполнить европротокол или вызвать аварийных комиссаров?
Главное, что вам нужно знать об аварийных комиссарах – они не имеют какого-то официального статуса государственной службы или права разбирать или оформлять аварии на дорогах в нашей стране. Тем не менее, они в большинстве случаев первыми приезжают на место происшествия, а порой и единственными, так как у инспекторов много других ДТП.
И фактически оформление с помощью аваркомов – это такое же заполнение извещения европротокола. Просто в этом случае вам помогают не сделать ошибок эти люди… Впрочем, помогают при отсутствии у них какой бы то ни было ответственности за такие ошибки.
Плохо это или хорошо, нужна их помощь или нет, каждый решает для себя сам. Мы лишь обратим внимание на то, что водителям придется нести риски за все ошибки, сделанные комиссарами. На таких помощников никак нельзя воздействовать. Если он уехал и по дороге в отдел потерял ваши документы, то извините… Виновник уже дома, вы с разбитой машиной, а ДТП не оформлено.
Они помогают оформлять небольшие аварии и составлять документы при европротоколе, но всё это не бесплатно. При этом, такой комиссар может также наделать ошибок в бланке, как и вы сами. Поэтому, если не видно разницы, зачем пользоваться какими-то услугами?!
Более серьезные ДТП, где не получится отделаться европротоколом, они оформляют с негласного согласия инспекторов ГИБДД. В основном они фиксируют обстоятельства и данные участников ДТП и всё это передают инспекторам в отделе, куда в итоге придется ехать и участникам аварии. А там очередь из таких же счастливчиков.
Поэтому лучше внимательно изучите и запомните условия для оформления ДТП без сотрудников полиции и делайте всё сами, быстро и без ошибок.