Можно ли обжаловать и отменить европротокол после ДТП, если не виновны или мало выплаты?

Важные факты из статьи

  1. Если вы хотите отменить европротокол при ДТП, то попытаться можно в любом случае. Однако, успех будет напрямую зависеть от конкретных обстоятельств происшествия и конкретной причины для отмены.
  2. Если вы не согласны с виновностью, хотя уже подписали бланк извещения, где указали, что виноваты, то и в этом случае можно обжаловать именно виновность. Тогда нужно будет обращаться в ГИБДД для оформления ДТП, и уже те определят реального причинителя ущерба.
  3. Если же вы хотите аннулировать европротокол по той причине, что лимита выплаты по нему вам не хватило, то самый простой способ здесь – оформить ДТП с сотрудниками, договорившись об этом с виновником происшествия.
  4. Иначе можно взыскать с виновника разницу между калькуляцией страховщика и реальными затратами на ремонт вашей машины, если последние как раз и превышают максимальный размер возмещения по европротоколу.
  5. Если же по расчёту страховой компании сумма выше лимита, то здесь судебная практика 2021 года работает не в вашу пользу.
  6. Оспорить европротокол можно в течение 3 лет.

Оформление европротокола при ДТП по закону считается упрощённым способом получения страхового возмещения по ОСАГО. Однако, фактически в 2021 году получается, что как раз этот способ очень и очень усложнённый, если мы хоть немного идём не по стандартному самому простому пути, и в деле появляются дополнительные обстоятельства. Чего только стоит отсутствие в принципе возможности посчитать на месте аварии, достаточно ли будет лимита выплаты. В этой статье мы и поговорим о практической стороне вопроса – как оспорить европротокол при ДТП уже после подписания. В частности, обсудим обжалование извещения по таким причинам, как если недостаточно суммы выплаты, если мы хотим оспорить виновность, а также другие – менее распространённые причины.

Содержание
Читайте также:  Проверить по базе РСА полис ОСАГО на подлинность

Можно ли вообще аннулировать извещение ОСАГО, если уже подписали?

Забегая вперёд, укажем, что попытаться стоит в любом случае. Однако, исход ваших действий во многом будет зависеть от уважительных причин и законных оснований для отмены европротокола.

Здесь нужно понимать, в чём, собственно, заключается ваша цель. В 2021 году таковых может быть целый ряд, но наиболее распространённые из них следующие.

  1. Можно ли оспорить европротокол после ДТП, если вы неверно оценили сумму выплаты по ОСАГО и вам просто не хватило выплаты? Тут вопрос может решиться вообще 2 способами: либо довзыскивать с виновника аварии недостающую сумму, которую не покрывает страховая компания, либо вообще отменять извещение, чтобы лимит составил не 100 тысяч, а 400.
  2. Если вы вдруг решили, что виновником является второй участник. В этом случае как раз и идёт речь о единственном целевом действии – оспаривании европротокола.
  3. Если не соблюдены все условия для возможности оформления ДТП без сотрудников ГИБДД, а также если выяснилось, что у виновника нет действующей страховки ОСАГО.

Ниже мы приведём актуальную на 2021 год судебную практику, в том числе высших инстанций: Конституционного Верховного судов.

На каком основании можно обжаловать европротокол?

А пока приведём законодательное обоснование возможности признать извещение недействительным как документа.

Дело в том, что европротокол по своей сути является сделкой или соглашением. Согласно официальной трактовке статьи 153 Гражданского кодекса, сделкой является в том числе установление гражданских прав и обязанностей. А заполнение извещения по сути является установлением права потерпевшего на возмещение вреда при ДТП.

То, что европротокол считается сделкой, подтверждает и Верховный суд, а также нижестоящие судебные инстанции.

А, так как это сделка, то в её отношении применяются возможности статьи 178 ГК РФ, которые заключаются в возможности признать её недействительной. В частности, такое может быть по следующим основаниям:

  • в европротоколе есть очевидные описки,
  • есть сомнения в обстоятельствах предмета сделки – например, в отношении размера ущерба (но об этом мы ещё поговорим ниже).

Нужно отменять через страховую компанию?

Нет. Вы и не сможете обжаловать европротокол при ДТП посредством страховщика. Просто ни закон Об ОСАГО, ни Правила страхования, утверждённые Банком России, ни иные нормативные акты не устанавливают как такой возможности, так и, разумеется, порядка отмены.

Всё ещё элементарнее. Законодательство об ОСАГО допускает возможность оформления аварии без сотрудников ДПС. Однако, страховщик никак не ответственен за этот европротокол. Он просто принимает решение о возмещении на основании этого документа.

Через суд?

Так как европротокол считается в 2021 году ничем иным, как сделкой, то оспаривать его можно двумя способами:

  • договориться со вторым участником и отменить европротокол, оформив ДТП через сотрудников ГИБДД,
  • если второй участник не согласен (что может быть очевидным, если, к примеру, вы оспариваете виновность в аварии; либо вполне вероятным, если вам не хватает денег по европротоколу для полного возмещения ущерба), то тогда единственный вариант – обжаловать извещение как сделку через суд.

Нужно ли сообщить об этом другому участнику ДТП?

Нет. Однако, при судебном разбирательстве вполне вероятно, что суд сам вызовет и, тем самым, поставит в известность второго водителя, с которым вы столкнулись в аварии, как соответчика или третьего лица в деле.

Как правильно отменить европротокол со вторым водителем?

Итак, допустим, вы договорились со вторым участником ДТП, что просто порвёте свои заполненные бланки извещения о ДТП и оформите происшествие с участием сотрудников ГИБДД.

Но как в этом случае быть с тем, что вы уже уехали с места аварии?! Не лишат ли приехавшие инспекторы прав обоих участников за оставление места ДТП?

Нет, такой исход дела крайне маловероятен. И дело здесь в возможности ПДД. Пункт 2.6.1 Правил допускает возможность уехать с места аварии, если соблюдены условия из статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО – то есть составлен европротокол. Вы выполнили это условие? Выполнили. Так за что вас лишать?! А тот факт, что вы решили его аннулировать и вызвать ГИБДД, никак не образует состав правонарушения по статье 12.27, которая и предусматривает лишение прав за скрытие с места аварии.

Во всяком случае для привлечения водителей к ответственности должен быть доказан умысел нарушения. А кто же его сможет доказать, если вы сами сначала и извещение заполнили, и затем сотрудников вызвали.

Таким образом, если второй участник ДТП не против, то ничего не запрещает просто порвать заполненные извещения и вызвать ГИБДД.

Через сколько после ДТП можно оспорить?

В течение 3 лет после того, как вы оформили извещение. Это вытекает из статьи 966 ГК РФ, которая устанавливает этот срок как общие период исковой давности по случаям, связанным со страхованием ответственности.

Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу

Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2021 году судебной практики.

В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:

  1. вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
  2. далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
  3. осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
  4. договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
  5. однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.

И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.

Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты. Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника. Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.

О чём, собственно, речь?

До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим. В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе. Речь идёт о ППВС №2 от 2015 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

Вы и в 2021 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2017 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.

Но даже без мнения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10, а в ней часть 5, которую немного переформулируют в отношении извещения о ДТП многие суды. Речь идёт о разумности действий лиц при правоотношениях.

И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:

Пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданских правоотношений, следовательно, предполагается, что при заключении сделки стороны имеют чёткое представление о наступающих последствиях.

Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.

Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.

Но всё же поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол при ДТП, если суммы выплаты оказалось недостаточно. И приводим Определение Конституционного суда №117-О от 2018 года, в котором судьи указали следующее.

…оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путём заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов.

Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.

То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.

Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.

Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.

Судебная практика: если не согласны с виновностью в ДТП

Отменить европротокол в этом случае немного сложнее. По крайней мере, с потерпевшим вы уже вряд ли договоритесь, чтобы тот стал виновником аварии.

Но вот оспорить свою виновность в суде вполне вероятно. В судебной практике были случаи, когда виновник, даже подписав европротокол, решил после этого обжаловать этот документ, обратившись с заявлением в ГИБДД с требованием привлечь второго участника к ответственности. В результате ГАИ провели разбор данного ДТП и привлекли того к ответственности.

Но в то же время есть и противоположная судебная практика о том, как оспорить виновность при ДТП с европротоколом. Так, в своём решении по делу №33-4504/2021 Московский суд не принял доводы истца о виновности второго участника, с которым она составила европротокол и признала, что виновата она. Официальный текст следующий:

Само по себе последующее сообщение ФИО в свою страховую компанию сведений об иных обстоятельствах ДТП и оспаривание вины в происшествии не освобождает от ответственности за причинённый вред, учитывая, что при составлении извещения без уполномоченных органов (европротокол) таких доводов ответчик не приводила, своей подписью подтвердила достоверность внесённых сведений по обстоятельствам ДТП.

Посмотреть этот судебный акт можно на официальном сайте Московского городского суда.

Поэтому здесь также всё будет зависеть от ваших доводов. Одно можно отметить смело: если, действительно, рассматривающий дело суд решит, что в ДТП виноваты не вы, то отмена европротокола – это формальность. Так как по закону отвечать за причинённый вред должен будет тот, кто его и причинил, то есть виновник аварии.

Если у виновника не было страховки ОСАГО?

В этом случае всё гораздо сложнее. Дело в том, что здесь как раз на вас и лежит обязанность проверить наличие страховки на машину. Сделать это можно как по госномерам машины второго участника на официальном сайте РСА, так и по серии и номеру полиса.

Отметим также, что закон устанавливает обязанность каждого из водителей при ДТП предъявить полис ОСАГО другому участнику для такой проверки.

Но, конечно же, отсутствие страховки, если вы уже оформили и подписали европротокол, не лишает права на возмещение вреда. В таком случае европротокол просто признаётся недействительным – страховая компания на законном основании откажет вам в возмещении. И вы просто должны обращаться к виновнику аварии за компенсацией ущерба.

Вот только сложность здесь в том, что основания для предъявления такой компенсации у вас нет, потому что нет документов из ГИБДД о самом факте события ДТП. Но и здесь не так сложно. Вы просто оформляете аварию позднее. Опять же, прав за это вас лишить не должны. Чего нельзя однозначно сказать о виновнике – если он знал об отсутствии у него страховки, то должен был сам вызвать сразу ГИБДД для оформления происшествия. Он этого не сделал и покинул место ДТП, чем нарушил пункт 2.5 ПДД.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования