Важные факты из статьи
- Если ущерб нанесён в движении автомобиля, и точкой контакта при ДТП оказалось такое оборудование, то автогражданское страхование в этом случае работает.
- Если же вред нанесён эксплуатацией устройств на автомобиле, и это не связано с участием в дорожном движении, то ОСАГО в таком случае не выплачивает.
- Но спорной тонкостью, исходя и 2 пунктов выше, является использование легковой лебёдки и бетономешалки.
Автогражданка страхует ответственность водителя при использовании транспортного средства. Но что понимается под использованием? С одной стороны, логично, что автомобиль эксплуатируется вместе со всем оборудованием на нём, и последнее непосредственно относится к управлению по ПДД. С другой, оборудование может быть разное – если взять в пример манипуляторную стрелу, то она чаще всего ставится отдельно после приобретения машины. О том, как происходит выплата по ОСАГО при пользовании автокраном, бетономешалкой, лебёдкой, погрузочно-разгрузочным механизмом эвакуатора и другими приспособлениями, устанавливаемыми на машины, разбираемся в статье.
Что говорит закон об ОСАГО?
ФЗ-40 даёт достаточно чёткий ответ на поставленный вопрос. В частности, статья 6 этого Федерального закона устанавливает, что автогражданка покрывает риски наступления страхового случая в виде использования автомобиля. Это значит, что если вы едете на машине и попадаете в ДТП по своей вине, то вред, причинённый таким образом, возмещает за вас страховая компания. И здесь всё очевидно в стандартных ситуациях.
Но что если вред причинён в результате использования оборудования на машине? Ведь, согласно ФЗ Об ОСАГО, это и есть использование транспортного средства – особенно, если такое оборудование получает привод от мотора машины.
Но, хотя и несколько неточный, но, тем не менее, чёткий ответ даёт само определение использования транспортного средства в статье 1 ФЗ.
- с одной стороны, законодательство 2021 года признаёт, что использование авто – это его эксплуатация в пределах дорог и прилегающих территорий на предназначенных для движения ТС участках,
- с другой, ФЗ прямо регулирует, что использование оборудования на транспорте не является использованием по определению.
Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;
Таким образом, дополнительное оборудование на автомобиле не входит в состав рисков по автогражданской ответственности. Следовательно, ОСАГО не возмещает ущерб, причинённый такими механизмами.
То есть для того, чтобы нельзя было возместить ущерб по страховке, оборудование должно соответствовать 2 условиям:
- оно установлено на ТС, то есть не является его неотъемлемым атрибутом,
- оно не связано с участием машины в дорожном движении.
Теперь можно рассмотреть подробнее, о чём именно идёт речь.
Что говорит судебная практика?
Судебная практика исходит из судебной теории – есть Постановление Пленума Верховного суда, разъясняющее данную тонкость права.
Речь идёт о ППВС №58, которое также, как и ФЗ, устанавливает в пункте 12, что объектом страхования не является использования оборудования:
Вред, причинённый эксплуатацией оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении (например, опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле), не относится к случаям причинения вреда собственно транспортным средством (абзац второй статьи 1 Закона об ОСАГО).
Таким образом, здесь следует чётко разделить 2 момента:
- если используется непосредственно оборудование на автомобиле, то такой вред при его причинении не возмещается по ОСАГО,
- если же машина двигалась, произошла авария и точкой контакта при ДТП стали элементы оборудования, то этот ущерб уже, согласно определению и судебной практике, является связанным с участием в дорожном движении, и вред подлежит возмещению.
Например, если вы работаете на грузовом манипуляторе и в момент причинения ущерба машина стояла с выдвинутыми опорами, вы управляли с помощью рычага или пульта непосредственно краном манипулятора, то это не связано с участием в дорожном движении. Если же вы въехали в другой автомобиль стрелой манипулятора, которая выпирает вперёд, то это уже покрывается по ОСАГО.
К аналогичной ситуации приравниваются такие виды оборудования:
- автокран (стрела, кабина и механизмы),
- манипулятор,
- бетономешалка (к примеру, если вылившийся бетон повредил другую машину),
- лебёдка эвакуатора,
- лебёдка как доп. оборудование легковых автомобилей (внедорожников),
- скатное устройство манипулятора,
- рекламные и иные конструкции на машине,
- выдвижной фаркоп (при стоящем автомобиле),
- разного рода дополнительные ковши и другое навесное оборудование.
Про лебёдку внедорожника
Довольно двоякая ситуация, исходя из вышеуказанного, получается в случае с лебёдкой, которая предназначена для вытягивания внедорожника. Вот такая:
С одной стороны, она является дополнительным оборудованием и используется без участия автомобиля. С другой, при её использовании автомобиль движется, то есть участвует в процессе дорожного движения.
О том, как покрывает ОСАГО в случае, если, к примеру, она порвалась, и отлетела в другую машину, либо сама «хозяйка» лебёдки столкнулась с другим ТС, судебная практика умалчивает – нет такого опыта у судей в России.
Про бетономешалку
Похожая ситуация с включённой бетономешалкой грузового автомобиля. Можно ли обращаться за выплатой по ОСАГО в случае, если вы ехали за таким грузовиком с включенной (крутящейся) цистерной мешалки, и из неё на вашу машину вылился бетон, помяв капот?
Вероятно, здесь речь идёт всё же о возможном возмещении, потому что ДТП произошло в процессе движения автомобиля по дороге и с его использованием. Для убедительности можно поставить вопрос и так: если бы оборудование не использовалось (мешалка была бы выключена), удалось бы избежать причинения ущерба или нет?
Рубрика: Обращение за возмещением