Несмотря на то, что пассажирские перевозки по маршруту являются одним из наиболее доходных направлений автомобильного транспорта, при более пристальном рассмотрении здесь можно обнаружить многочисленные нюансы. Именно они и отпугивают начинающих предпринимателей, задумывающихся над данным видом деятельности.
В качестве примера можно привести ситуацию с запретом маршруток, произошедшую летом 2016 г., и намечающиеся изменения в ПДД РФ, о которых настаивает Министерство Транспорта, наконец то заметившее, что желтые «Газели» создают грандиозную опасность в дорожном движении.
Виды
Классификация маршрутов пассажирских перевозок может подразделяться на несколько категорий, в зависимости от различных признаков.
Прежде всего здесь можно отметить такие:
- Городской – проходящий в пределах черты населённого пункта (города, села и так далее).
- Пригородный – выходящий за черту границ городской территории протяжённостью до 50 км.
- Междугородный – выходящий за пределы городской площади на расстояние, превышающее 50 км, использующийся для транспортного сообщения между двумя и более населёнными пунктами.
Исходя из сезонности использования:
- Постоянный – эксплуатирующийся круглогодично.
- Сезонный (временный) – применяющийся в определённое время года. Например, в весенне-летний период.
В данной ситуации движение автобусов может организовываться посредством факультативности с учётом насыщенности пассажиропотока.
В соотношении прямых и обратных направлений:
- Маятниковый, состоящий из прямых и обратных сообщений, проходящих по одному и тому же маршруту.
- Кольцевой, специализирующийся на прямом и обратном направлении, образующим замкнутый контур.
Последняя классификация происходит по расположению на участке обслуживаемой территории:
- Диаметральный, соединяющий максимально отдалённые друг от друга пункты, проходящие через центр населённого пункта. Например: северную и южную или западную и восточную части.
- Полудиаметральный, проходящий через центр, но соединяющий не максимально отдалённые точки, а разделённые в косвенном смысле: север и запад или юг и восток.
- Радиальный, маршрут, соединяющий периферию и центр населённого пункта.
- Тангенсальный, проходящий через отдельно взятый периферийный район, но не проходящий через центральную часть.
В момент построения маршрута необходимо использовать минимальное расстояние между промежуточными точками, которые могут обеспечить максимальный пассажиропоток. Регулярный рейс должен косвенно объединять в себе все свойства, стимулирующие население к его использованию.
Характеристика
Под понятием «маршрут» подразумевается направление движения транспортного средства с пассажирами, имеющее начальный и конечный пункт.
Допускается присутствие промежуточных остановок, если это предусмотрено планом.
Если произвести разделение исходя из характера движения, можно выделить ряд следующих особенностей:
- Обычный (классический), который является стандартным общепринятым маршрутом, проходящем с остановками на всех утверждённых остановках.
- Укороченный – с организацией движения с наиболее интенсивным пассажиропотоком.
- Ускоренный, в процессе которого количество остановок сведено к минимуму с целью снизить время, потраченное на преодоление всего пути от точки отправления до конечного пункта и обратно.
Как сказано выше, экспресс маршрут не предусматривает промежуточных остановок на протяжении следования. Его установление происходит путём рационального обзора расстояния между конечным пунктом и несколькими промежуточными остановками.
Это объясняется тем, что в системе автобусных перевозок наблюдается значительное влияние организатора относительно обеспечения повышенной безопасности, комфорта и удобства людей, находящихся внутри транспортного средства.
Для того, чтобы создать идеальные условия ведения бизнеса, при выборе и построении маршрута необходимо учитывать не только краткие, но и полноценные характеристики:
- Устанавливать конечный пункт в местах большого пассажиропотока с наличием места для разворота и стоянки автобуса. В большинстве случаев, такие участки являются следующими:
- вокзал;
- станция метрополитена;
- причал;
- рынок и другие места с большим количеством потенциальных пассажиров.
- Основные городские пункты скопления людей должны иметь качественное обеспечение транспортом, который позволит организовать быструю доставку пассажиров в любую точку населённого пункта и минимумом пересадок и затраченного времени.
- Одной из ключевых особенностей, влияющих на рентабельности предприятия, занятого на определённом маршруте, является наличие качественного дорожного покрытия, а так же ширины и продольной особенности улицы, полностью соответствующей типу используемого на ней подвижного состава.
- Протяжённость маршрута определяется исходя из размеров населённого пункта, его планировки и специфики насыщенности пассажирами. Здесь необходимо учитывать, чтобы свести к минимуму задержки в пути и обеспечить равномерный пассажиропоток с учётом его периодического обновления на всём пути следования.
Паспорт
Паспорт маршрута должен быть у каждого перевозчика. Вот образец титульного листа паспорта:
В нём указываются все сведения об осуществляемом рейсе, так говорится в так говорится в ФЗ № 220 от 13.07.2015 г. с последними изменениями внесёнными 29.12.2017 г., в ст. 3 п. 25. . Данный документ утверждается Министерством транспорта определённого субъекта РФ в котором планируется осуществление пассажирских перевозок.
В нём содержатся следующие сведения, затрагивающие основные моменты осуществления поездки по заданному направлению:
- Карта маршрута.
- Акт замера протяжённости всего пути.
- Таблицы промежуточных расстояний между остановками и номера поясов для осуществления тарифных ставок проезда.
- Подробное техническое описание остановочных павильонов, автовокзалов и иных объектов транспортной инфраструктуры.
- Время начала и окончания движения транспортных средств.
- Интервал движения маршрутных автомоторных ТС в выходные и праздничные, а так же рабочие дни.
Форма документа предусматривает строгое заполнение с соблюдением утверждённых правил и инструкций, предусмотренных законодательством. В большинстве паспорт состоит из стандартных требований.
Они предусматривают порядок того, что правый угол листа содержит порядковый номер листа с добавлением буквенного индекса, обозначающего официальный статус бумаги в отношении того или иного открытого маршрута.
Про правила воздушных перевозок пассажиров и багажа расскажет статья: Авиаперевозки пассажиров.
Про вертолетные перевозки читайте здесь.
Пересмотр паспорта производится 1 раз в год с целью внесения изменений, которые были внесены в него в порядке эксплуатации.
Какова периодичность проведения обследования пути следования
Систематическое исследование пассажиропотоков в соотношении дней недели и времени суток происходит с целью обеспечения качественных услуг и увеличения эффективности применения подвижных составов. Данное мероприятие производится не только в отношении определённого маршрута, но и всей транспортной сети.
Все предприятия, имеющие лицензию на пассажирские перевозки и осуществляющие перевозку людей по маршруту обязаны ежегодно составлять и утверждать графики обследования направления и определять периодичность их проведения.
Если этого требует ситуация, государственные заказчики и муниципальные образования могут получить юридическую помощь в осуществлении исследования пассажиропотока.
В данном случае допускается выполнение сплошного или выборочного анализа, предусматривающего следующие действия:
- Сплошное – производится на всех маршрутах транспортного сообщения.
- Выборочное – осуществляется в отношении одного или нескольких рейсов, исключающих иные.
Периодичность проведения маршрутов перевозки пассажиров устанавливается в следующем порядке:
- Для сплошного не менее, чем 1 раз в год в отношении всего городского, пригородного и междугородного транспорта.
- Для выборочного не менее, чем 2 раза в 1 год для аналогичных маршрутов. Чаще всего это происходит в весенне-летний и осенне-зимний периоды, так как именно в это время наблюдается резкое изменение пассажиропотока.
- При открытии маршрута, проверка происходит спустя 3- 4 месяца регулярной работы.
Проведённое исследование позволяет получить сведения, которые становятся основным аргументом для оценки и последующей корректировки работы автобуса на конкретном маршруте или направлении.
После него происходит дальнейшее обслуживание техники, так же может быть выполнена замена транспорта на иное, вмещающее большее или меньшее количество пассажиров с целью уменьшения расходов и увеличения доходов.
Как получить маршрут на пассажирские перевозки для ИП
Если процесс регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и получение лицензии на перевозку пассажиров можно решить достаточно быстро, с выбором выгодного маршрута в крупном мегаполисе новичку придётся потрудиться.
Если быть более точным, то вперёд всего ему просто не удастся внедриться в современный рынок услуг, так как данная сфера деятельности уже давно поделена. Найти свободное направление можно лишь в небольших населённых пунктах, да и это применимо не для каждой ситуации.
Однако, допускается вариант своеобразного обновления транспортных средств, задействованных в перевозках. Это может произойти в тех ситуациях, когда использующиеся автобусы сильно устарели, а новичок предлагает современную технику.
Получить интересующие сведения об интересующем маршруте можно обратившись в департамент транспорта субъекта РФ.
Аналогичная ситуация касается и открытия нового рейса. Его подробный план разрабатывается в Министерстве транспорта региона и органах местного самоуправления. Поэтому самостоятельно взять и выбрать для себя интересующее направление не получится.
Единственный вариант получить возможность осуществления перевозки на таких маршрутах это участие в объявленных тендерах и победа в них.
Согласно статистике прошлых лет, выиграть его без связей практически невозможно. Это условие актуально не только в Москве и Московской области, но и всех остальных субъектах РФ.
Таким образом, цена для ИП, планирующего заняться пассажирскими перевозками, будет складываться не из финансовых возможностей, а из заблаговременного ознакомления с ситуацией изнутри: заведением полезных знакомств и связей. Судя по отзывам людей, уже предпринимающих аналогичные попытки, внедриться в данный вид деятельности легально практически невозможно.
Штраф за нарушение схемы рейса
Несоблюдение требований законодательства, касающихся транспортировки пассажиров с нарушением ранее разработанной и утверждённой схемы маршрута, наказывается в соответствии с рядом пунктов ст. 11.33 КоАП РФ.
Стоянка маршрутного транспортного средства (автобус, трамвай, троллейбус) в местах, не обозначенных на схеме, наказывается штрафом, величина которого зависит от гражданского статуса нарушителя:
Ответственное лицо | Размер наказания |
водитель | 5 000 руб. |
должностное лицо | 10 000 руб. |
юридическое лицо или ИП | 20 000 руб. |
Осуществление перевозок пассажиров на маршруте без наличия схемы:
Ответственное лицо | Размер наказания |
водитель | 5 000 руб. |
должностное лицо | 30 000 руб. |
юридическое лицо или ИП | 300 000 руб. |
Использование на маршруте транспортного средства с характеристиками, не соответствующими указанным в документах:
Ответственное лицо | Размер наказания |
должностное лицо | 10 000 руб. |
юридическое лицо или ИП | 20 000 руб. |
Помимо этого следует добавить, что пассажир, пользующийся услугами транспортной компании, в обязательном порядке должен приобретать билет на проезд. Данное действия подразумевает заключение договора на пассажирскую перевозку по маршруту, шаблон которого можно скачать здесь:
Скачать шаблон Договора перевозки пассажиров.
Наличие у гражданина проездного билета подтверждает его согласие с условиями оказания услуги транспортировки. Эти сведения размещаются в открытом источнике информации, а так же вокзалах (при осуществлении междугородных и международных рейсов по маршруту) и внутри транспортных средств.
При этом, форма заключения соглашения не лишает граждан прав предъявления претензий относительно качества оказываемых услуг. Поэтому при их возникновении, пострадавший вправе обратиться в вышестоящие, либо контролирующие государственные инстанции.
Договор воздушной перевозки пассажира, об этом в статье: Договор воздушной перевозки пассажира.
Правила перевозки животных в самолете читайте здесь.
Информация про правила перевозки детей в самолете в этой публикации.
Доказательством заключённого между сторонами договора в данном случае выступает проездной билет. Многочисленные недостатки современной городской инфраструктуры, затрагивающие сеть общественного транспорта стали причиной появления маршрутных такси, функционирующих не строго по расписанию, а исходя из их востребованности.
На сегодняшний день, в России нет ни одного крупного города, не имеющего таких автомобилей. Данное направление является одним из наиболее востребованных и рентабельных в отношении доходности, что позволяет объяснить сложности внедрения в сферу присущие для новичка.
Видео: Пассажирские перевозки. Бизнес идея.