Изменения ОСАГО: индивидуальные тарифы за нарушения ПДД и агрессивное вождение

Важные факты из статьи

  1. Размер выплат за вред здоровью или жизни потерпевших увеличат до 2 миллионов рублей.
  2. В застрахованные по ОСАГО автомобили установят «телематические устройства», которые будут отслеживать манеру езды водителя.
  3. Страховые компании при продаже полиса будут изучать нарушения ПДД водителем.
  4. Всё это будет учитываться при установке тарифа страховки для каждого автовладельца индивидуально.

Законодательство об ОСАГО в последние годы меняется таким образом, что полис постоянно дорожает, а достаточное страховое возмещение получить становится всё труднее. Недавно ввели обязанность обращения к финансовому уполномоченному, теперь правительство хочет изменить порядок расчёта стоимости страховки. Всё это в рамках либерализации автогражданки.

Что за изменения?

О либерализации ОСАГО в сфере страхования говорят уже давно. Но 16 июля 2019 года в Госдуму был внесён проект изменений, который существенно обновит порядок расчёта цены страховки и вводит новые основания для его подорожания или удешевления. Повысится ли итоговая стоимость полиса, пока неизвестно, но однозначно страховаться станет невыгодно нарушителям и водителям с агрессивным стилем вождения. Для них тариф ОСАГО и станет более индивидуальным.

Среди основных изменений подчеркнём следующие:

  • увеличение лимита выплаты за вред здоровью и жизни до 2 миллионов рублей,
  • в целом уход от применения коэффициентов и больший коридор базового тарифа,
  • слежение за стилем и частотой вождения водителя (с его согласия) – чем чаще тот перестраивается, резко тормозит и совершает много манёвров, тем дороже будет стоить страховка ОСАГО,
  • повышение ожидает и тех водителей, кто нарушил определённые пункты ПДД за последний год.

Итак, давайте немного подробнее рассмотрим эти нововведения!

Увеличение лимита до 2 миллионов

К сожалению и счастью, это затрагивает только причинение вреда здоровью или жизни пострадавших в ДТП. Лимит материального ущерба остаётся тот же – 400 тысяч.

Изменение лимита возмещения по ОСАГО
До нового закона После введения закона
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 2 миллиона рублей.

Вместо коэффициентов более гибкий базовый тариф

Либерализация ОСАГО в целом означает более индивидуальные тарифы для автовладельцев. В 2019 году базовый тариф составляет разбег от 2 746 до 4 942 рублей. Страховые компании сами выбирают «удобный» для себя, исходя из золотой середины между прибыльностью и конкурентоспособностью. Нужно ли говорить, что во многих компаниях фактический базовый тариф близится к максимуму.

Затем к этому тарифу применяются разного рода коэффициенты в зависимости от мощности двигателя автомобиля, возраста и стажа вписанных водителей, безаварийности вписанных лиц и другие.

При либерализации по новому закону у страховщиков появится больше возможностей регулировать цены на ОСАГО индивидуально для каждого автолюбителя именно за счёт большего разбега базового тарифа, а он уже будет зависеть от нарушений ПДД и стиля вождения водителя.

Вместе с тем, страховые компании будут отчитываться о применении тарифа, а также размещать у себя на официальных сайтах расчёт стоимости полиса и базовый тариф.

То есть базовый тариф будет зависеть от ряда факторов, и среди новых – манера вождения водителя и количество определённых нарушений Правил. О них и поговорим!

Подорожание ОСАГО за нарушения ПДД

По новому закону об изменениях в тарифы предполагается увеличение стоимости полиса для тех водителей, которые нарушали ПДД. Но не всегда и не любые пункты.

Речь идёт только о неоднократных нарушениях (то есть 2 и более раза) и в течение последнего года до даты покупки страховки.

Нарушения также подпадают не все, а только следующие:

  • проезд на красный сигнал светофора (в том числе повторный),
  • превышение скорости на 60 км/ч и более,
  • выезд на встречную полосу в нарушение ПДД,
  • езда в состоянии опьянения.

Есть ещё 2 исключения, когда такие нарушения учитываться не будут:

  • если они зафиксированы на камеры автофиксации,
  • если в результате нарушения наступил страховой случай, который и без изменения базового тарифа увеличил стоимость ОСАГО за счёт повышения коэффициента бонус-малус.

При этом, тариф страховки будет рассчитываться следующим образом:

  • если полис ограничен числом допущенных водителей, то будет учтён худший в этом плане,
  • если же оформляется неограниченная страховка ОСАГО, то учитываться при определении базового тарифа будет страхователь (тот, кто покупает полис).

Изменение стоимости за счёт манеры (навыков) вождения

Согласно проекту нового закона, в ФЗ Об ОСАГО появится новый термин – телематическое устройство. Это такая система в застрахованной машине, которая записывает все движения транспортного средства, включая:

  • резкое торможение
  • резкое ускорение,
  • перестроения,
  • частоту использования автомобиля,
  • длительность каждой поездки.

Таким образом, на основании данных и собранной автоматически статистики страховая компания сможет определить навыки вождения страхуемого по ОСАГО лица («характеристики вождения»).

Но нет, обязанности устанавливать такие телематические устройства не будет. В проекте изменений говорится о таком оснащении автомобиля только по заявлению страхователя.

Однако, есть и недоговорённости. К примеру, базовый тариф для автомобилей, в которых нет считывателя стиля вождения, может применяться в существенно более высокий – до того, что стоимость ОСАГО вырастет в 2-3 раза.

Ещё один важный момент – в новом законе не указано, за чей счёт будет ставиться такое устройство.

…6) статью 15 дополнить пунктом 51 следующего содержания:

51. Страховщик вправе по заявлению страхователя организовать оснащение транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, телематическим устройством, обеспечивающим фиксацию характеристик (навыков) вождения транспортным средством (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства).

Данные, полученные с такого телематического устройства в случае оснащения им транспортного средства, используются страховщиками для установления значения базовой ставки страхового тарифа при заключении договора обязательного страхования на новый срок в случае учёта ими фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Страховщик обязан проинформировать страхователя об условиях и о порядке использования телематического устройства, предусмотренного настоящим пунктом.

Когда изменения вступят в силу?

Как мы уже указали выше, это пока ещё проект нового закона. Он внесён в Госдуму. Но есть большая доля вероятности, что он пройдёт все 3 чтения в думе и будет принят.

В случае принятия изменений в самом законопроекте указаны даты вступления в силу отдельных его положений:

  • по части увеличения лимита до 2 миллионов – с 1 января 2020 года,
  • все остальные изменения, включая зависимость тарифа ОСАГО от навыков вождения и нарушений ПДД – с 20 октября 2020 года.

Разъяснения по законопроекту

Здесь же приведём несколько выдержек из пояснительной записки к проекту нового закону – чем в правительстве мотивируют изменения.

Действующая система тарификации ОСАГО, предполагающая жестко ограниченное применение страховщиками тарифного коридора (страховщики фиксируют для каждого региона значение базовой ставки в пределах минимальных и максимальных значений, установленных Банком России, которое обязаны применять в отношении каждого страхователя), не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, характера вождения, соблюдения Правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими.

При этом, действующие факторы тарификации, в зависимости от которых устанавливаются коэффициенты страховых тарифов, весьма неочевидно со стороны каждого конкретного страхователя отражают вероятность и возможные последствия ДТП по его вине, о чём свидетельствуют многочисленные обращения граждан.

Для отдельных страхователей расчетная справедливая стоимость договора страхования может значительно отличаться от допустимого диапазона стоимости полиса, например:

  • для жителя Перми, возрастом 50 лет и стажем 15 лет, управляющего Toyota Corolla (122 л.с.), справедливая цена составляет 2 345 руб., при этом в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 7 381 руб. до 13 284 руб.;
  • для жителя Армавира, возрастом 41 год и стажем 6 лет, управляющего ВАЗ-2106 (64л.с.), справедливая цена составляет 10 642 руб., при этом 29062569.doc в действующей тарификации допустимый диапазон стоимости полиса лежит в пределах от 3 163 руб. до 5 693 руб.

Прочитать полный текст проекта изменений ОСАГО.

Читайте также:  Виды взносов на обязательное пенсионное страхование
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования