Важные факты из статьи
- Вместо новых коэффициентов будут факторы, которые окажут влияние на индивидуальный тариф ОСАГО.
- Эти факторы – в основном, нарушения ПДД, связанные с лишением водительского удостоверения.
- Неоднократное превышение скорости более чем на 60 км/ч и проезд на красный тоже будут учитываться.
- А вот штрафы с камер не в счет.
- Предполагается, что нарушители будут платить за ОСАГО больше, чем водители, соблюдающие ПДД.
- То, что упустило из вида большинство изданий – максимальная стоимость автогражданки теперь не ограничена.
- Новый закон вступит в силу через 90 дней после официального опубликования.
- До 30 сентября 2020 года можно заключить договор страхования без предоставления диагностической карты.
Представители страховых компаний уже давно говорили о том, что хотят сделать тарифы по ОСАГО более индивидуальными, чтобы стоимость конкретного полиса зависела от личности и, в частности, количества грубых нарушений ПДД водителя, который будет управлять автомобилем. В настоящий момент такие поправки уже проходят процедуру принятия и скоро будут учитываться при заключении договоров страхования. Какие именно изменения будут приняты и вступят ли в силу уже в 2021 году и будет ли введён коэффициент нарушений, расскажем в статье.
Что за новый закон?
Речь идёт о Федеральном законе о внесении изменений в основной Закон об ОСАГО (№40-ФЗ), которым меняются некоторые положения и уточняются правила применения его норм.
Посмотреть официальную трактовку всех изменений нового проекта ФЗ.
Основные изменения вводятся в статью 9. И касаются они 3 основных принципов в страховании:
- базовых ставок в ОСАГО – именно они могут стать индивидуальными, а не фиксированными,
- коэффициентов страховых тарифов,
- в целом оба пункта выше приведут к индивидуальным тарифам по ОСАГО для каждого из водителей.
Какие новые коэффициенты появятся?
Коэффициенты страховых тарифов по-прежнему будут устанавливаться Центробанком в зависимости от различных факторов.
Новых факторов в измененном Законе мы не увидим. Никакого коэффициента нарушений не появится.
Наоборот, в новой версии закона указано меньше оснований для применения таких коэффициентов. Так, упраздняются 2 из них:
- КПр – поправка при управлении с прицепом,
- КН – повышающий стоимость страховки ОСАГО за предоставление ложных сведений при заключении договора, умышленное содействие страховому случаю, совершение ДТП при обстоятельствах, влекущих регресс.
При учете количества произведенных страховой компанией возмещений для юридических лиц теперь будет учитываться и численность автопарка, который страхуется.
Изменится ли базовый тариф?
Базовая ставка будет устанавливаться Центральным Банком. Как и раньше, это будет интервал между минимальным и максимальным значением базовой ставки. И в пределах данного интервала страховщики будут индивидуализировать тариф.
Решения об увеличении или уменьшении базовых тарифов и интервала не принималось. В 2020 году для физических лиц, владеющих автомобилем категории В минимальный базовый тариф равен 2746 рублей, а максимальная ставка равна 4942 рубля.
На размер теперь будут влиять различные факторы. В числе прочих это управление автомобилем с прицепом к нему, если страхователь юридическое лицо.
Обобщенно, как «иные», будут учитываться факторы, влияющие на вероятность ДТП и размер ущерба.
Для указания и перечисления страховщиком всех факторов, влияющих на стоимость полиса ОСАГО, будет утверждаться методика расчета страховых тарифов. В этой методике будут учтены и нарушения ПДД.
Цена полиса ОСАГО для нарушителей
С учетом специфики страхового рынка в нашей стране нарушителям ПДД можно сразу приготовиться платить за полис ОСАГО по максимальному тарифу. Но не любое нарушение Правил дорожного движения будет влиять на размер базового тарифа.
Вот список нарушений, которые могут быть учтены страховщиками:
- лишение прав или запрет заниматься определенной деятельностью (занимать должность) за нарушения, связанные с управлением автомобилем в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ; ст. 264.1 УК РФ) может существенно в индивидуальном порядке повлиять на подорожание страховки ОСАГО,
- лишение водительского или запрет за причинение вреда жизни и здоровью потерпевших (ст. 12.24 КоАП РФ; ст. 264 УК РФ),
- за отказ от медосвидетельствования (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ),
- за скрытие с места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ),
- неоднократный проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика (ст. 12.12 КоАП РФ),
- неоднократное превышение более чем на 60 км/ч (ч. 4 и 5 ст. 12.9 КоАП РФ),
- выезд на встречку (ч. 3-5 ст. 12.15 КоАП РФ).
Официальная трактовка:
В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:
…неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» настоящего пункта, к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящей статьи).
Данные грубые нарушения будут учитываться для водителей, вписанных в полис ОСАГО, или для страхователя, в случае, когда полис без ограничений. А вот штрафы с камер автофиксации учитываться не будут, ведь они приходят собственнику автомобиля, а не конкретному нарушителю.
Рассмотрим на примере.
В течение 2021 года вас оштрафовали за повторный проезд на красный сигнал светофора, а затем лишили прав за отказ от медицинского освидетельствования. И, наконец, в третий раз вам пришёл штраф с камеры за большое превышение скорости.
Таким образом, первые 2 нарушения будут считаться грубыми для удорожания страховки и будут учитыватья в ближайшее время, когда вы будете приобретать новый полис ОСАГО. А последний штраф с камеры учитыватья не будет, потому что наказания по автофиксации не в счёт – так прямо прописано в законе.
Но сами сроки лишения прав по принципу их влияния на стоимость автогражданки тоже нужно считать правильно!
Как считаются сроки нарушений ПДД?
Учитываться указанные выше факторы в индивидуальном тарифе будут при заключении договора обязательного страхования в течение года после того, как пройдет срок лишения или срок запрета на занятие определенной деятельностью (должности).
Приведем пример.
- Вы управляли машиной в состоянии опьянения в 2020 году и были лишены прав по статье 12.8 на срок 2 года.
- Срок лишения закончится в 2022 году.
- Значит, при заключении договора страхования в качестве страхователя или вписанного водителя после лишения, в 2022 или 2023 году, будет учитываться данное нарушение. Соответственно, полис ОСАГО для вас станет стоить в этот период дороже.
Странно то, что по букве нового закона повышение стоимости страховки не произойдёт именно в период лишения прав – то есть в то время, пока у вас исчисляется этот срок и он ещё не прошёл, «коэффициент нарушения» в вашем ОСАГО применяться не будет.
Сколько будет стоить заключить договор?
В новой редакции Закона отсутствует указание на то, что стоимость автогражданки не может превышать трехкратный (базовая ставка с учетом территориального коэффициента) или пятикратный размер базового тарифа (применение коэффициента действия (бездействия) равного 1.5). Так было ранее всегда до 2021 года.
Теперь максимум установлен только для базового тарифа, и его можно умножать на применяемые коэффициенты.
Минимальная и максимальная стоимость ОСАГО для нарушителя ПДД составит 1 418 рублей и 142 262 (!) рубля, соответственно.
Из чего складывались суммы? Были взяты самые большие и самые маленькие коэффициенты. Давайте рассмотрим как пример.
- 1 418 рублей = 4 942 (базовый тариф) х 0,6 (территориальный коэффициент) х 0,5 (КБМ) х 1,87 (полис без ограничений) х 0,93 (возраст и стаж) х 1,1 (мощность авто от 70 до 100 л.с) х 0,5 (период использования 3 месяца).
- 142 262 рубля = 4 942 (базовый тариф) х 2,1 (территориальный коэффициент – в нашем примере Челябинск или Мурманск) х 2,45 (КБМ за наибольшее число ДТП и страховых случаев) х 1,87 (полис без ограничений) х 1,87 (возраст/стаж) х 1,6 (мощность авто свыше 150 л.с).
Для водителей, соблюдающих ПДД, при прочих равных, изменится только базовый тариф. И цифры будут такими:
- 788 рублей = 2746 х 0,6 х 0,5 х 1,87 х 0,93 х 1,1 х 0,5,
- 79 047 рублей = 2746 х 2,1 х 2,45 х 1,87 х 1,87 х 1,6.
Как видим, в формуле расчёта при индивидуализации ОСАГО меняется именно базовый тариф, потому как коэффициента нарушений не вводится.
Глядя на цифры максимально возможной стоимости страховки, складывается впечатление, что основной целью поправок была именно отмена пороговых значений стоимости автогражданки.
На практике таких цифр мы наверняка не увидим, так как нужно еще поискать случай, когда совпадут все указанные выше коэффициенты, но стоимость полиса все же будет удивлять водителей.
Изменения содержат норму, по которой страховщики обязаны на официальных сайтах размещать калькулятор ОСАГО для своих клиентов и информацию о факторах, которые будут влиять на индивидуальный тариф.
Рассчитать стоимость страховки ОСАГО
Какие ещё изменения в 2020 году?
Коронавирусная пандемия внесла коррективы и в ОСАГО, точнее, коррективы будут внесены принятым законом, но из-за введенных ограничений. Речь идет про диагностическую карту.
До 30 сентября 2020 года включительно можно заключить договор ОСАГО без предоставления диагностической карты. При этом страхователь (тот, кто приобретает полис) будет обязан в течение месяца после отмены коронавирусных ограничений предоставить страховщику новую карту. В любом случае предельный срок её предоставления – до 31 октября 2020 года. Правительство сможет продлить этот срок, но не более чем на 90 дней.
Но если диагностическую карту в установленные сроки не предоставить, то всем, кто это не сделает, светит регресс от страховой в размере произведенного страхового возмещения.
Ещё 2 изменения не столь масштабны.
- Изменили подход и к начислению неустойки за невозврат страховой премии после досрочного прекращения действия договора. Раньше неустойка начислялась на всю страховую премию, а теперь будет начисляться на всю или на её часть, если страховщик частично её вернёт.
- После вступления закона в силу потерпевшим, которые будут самостоятельно организовывать независимую экспертизу машины после ДТП, необходимо будет не позднее чем за 3 дня до её проведения уведомлять об этом страховщика и сообщать, где и когда она будет проводиться, чтобы страховщик мог присутствовать.
Когда вступит в силу?
На момент написания данной статьи рассматриваемый законопроект успешно прошел 3 чтения, одобрен Советом Федерации в Государственной думе и опубликован.
Нас интересует именно дата официального опубликования, ведь принимаемые поправки в Закон об ОСАГО вступят в силу по истечении 90 дней после опубликования. То есть с 23 августа 2020 года новый закон начнёт действовать.