Международная перевозка грузов автомобильным транспортом из России

Занимающимся международными перевозками компаниям или физическим лицам следует знать о некоторых нюансах такой деятельности. К ним относят и документы, в соответствии с которыми выполняется перемещение грузов, и особенности обучения персонала.

Не обойтись перевозчикам и без знаний о порядке таможенного оформления и обучения специалистов.

Чем регулируются

Большая часть правовых положений, регулирующих правила в сфере грузоперевозок, связано с законами государства, где зарегистрирована компания-перевозчик (или занимающееся перевозками физическое лицо).

Выполняется регулирование и на основании таких соглашений:

  • Международной Конвенции (Женева, 1949 г.), регулирующей правила дорожного движения в странах-участниках;
  • Женевской конвенции (МДП, 1975 г.), регламентирующей прохождение транспортом таможни и соблюдение формальностей при пересечении границы;
  • Европейского соглашения СМА 1975 г.;
  • Конвенции о международной перевозке грузов автомобильным транспортом (1956 г., дополнена Протоколом 1978 г. и 2008 г.);
  • Устава автомобильного транспорта, действующего в РФ с 2007 г.

Правилами Конвенции о перевозках руководствуются при составлении всех договоров между двумя государствами (хотя бы одно из которых участвовало в Соглашении) о транзите на автотранспорте с коммерческими целями.

Участниками КДПГ являются:

  • практически все страны Европы;
  • Россия (с 1997 г.);
  • Казахстан;
  • Таджикистан;
  • Грузия;
  • Монголия.

Пока не подписали Китай и США. Распространяется действие документа и на перевозки, которые осуществляются правительственными организациями, и на мультимодальные (выполняющиеся несколькими видами транспорта) грузоперевозки, предусматривающие перемещение груза по суше.

Правила международных перевозок грузов автомобильным транспортом

Члены ассоциации международных перевозок пользуются сотнями разных правил – практически все разработаны ЕЭК ООН, остальные представляют собой директивы ЕС и затрагивают автопроизводителей, устанавливая параметры ТС.

Например, одно из основных правил, №49 (подтверждено в России ГОСТ Р 41.49-2003), ограничивает уровень токсичности выхлопных газов от автомобильных двигателей:

  1. Транспорт, выхлопы которого соответствуют стандарту Евро-1, отмечают буквой «U» в белом кружке.
  2. При соблюдении требований только Евро-2 – литерой «S».
  3. Ещё одно правило, №51 (стандарт ГОСТ Р 41.51-99), ограничивает уровень создаваемого транспортом шума.

Таблица 1. Предельное допустимое значение шумовой нагрузки.

Силовой агрегат Уровень шума, дБА
 Двигатель мощностью больше 150 кВт (204 л. с.)  80
 Компрессор, выпускающий воздух  72

Соответствующие нормам авто маркируются литерой «L». Менее шумный автомобиль получает на кабину букву «G». Машины без таких обозначений не допускаются к международным перевозкам.

Транспортной комиссией ЕС созданы ограничения и для габаритов перевозки автотранспортом. Правила регулируют длину, ширину, высоту и даже клиренс.

Таблица 2. Габариты ТС в соответствии с правилами международных перевозок.

 Габарит Значение, м
 Высота  до 4,00
 Ширина  обычного транспорта  до 2,55
 для изотермических кузовов и автомобилей-рефрижераторов  до 2,60
 Длина  одиночные авто  до 12,0
 тягачи с полуприцепом  до 16,50
 автопоезда с 1 прицепом  до 18,75
 автопоезда с 2 прицепами  до 25,90
Клиренс для автомобиля с межосевым расстоянием больше 11,5 м от 0,16

Кроме того, все автопоезда с длиной от 15,5 м обязаны разворачиваться внутри окружностей радиусами 5,3 и 12,5 м. Исключением является только использование транспортного средства для перевозки авто в Европу.

В некоторых странах ограничения могут отличаться – например, в Голландии ширина 2,6 м считается максимально допустимой для любого грузовика.

Сопроводительные документы

Список документации, которая нужна для международной доставки грузов, можно разделить на три группы:

  1. Личные документы (включая водительские права международного образца, страховку и медицинскую книжку).
  2. Документы на автомобиль, в число которых входит и карта на международную перевозку грузов, и двусторонние разрешения на перевозку опасных и других специальных грузов (тяжёлых, сборных и негабаритных).
  3. Документы на перевозимый груз, куда входят и подтверждение страхования, и аварийные карточки, и товарно-транспортные накладные.

 К документам, которые обязательно должен иметь при себе водитель ТС, относят несколько видов разрешений, выдающихся на определённое число поездок, на транзитные проезды и даже на один рейс в обе стороны.

В двухсторонний договор включают и грузы, для перевозки которых не требуется специальных разрешений:

  • движимое имущество в процессе переселения;
  • повреждённые авто;
  • животные;
  • экспонаты, предназначенные для выставок;
  • музыкальные инструменты;
  • тела (прах) умерших людей.

Для ознакомления с информацией, которую требуется указать в сопроводительных документах, стоит познакомиться с примерами. Так, образец договора на выполнение международных перевозок показывает необходимость указания стоимости контракта, и сроков, и даже качества поставляемого товара.

Скачать Образец договора международной перевозки в формате .doc

Порядок таможенного оформления

Контроль осуществляющего международные грузоперевозки автотранспорта обязательно проводят на таможне при пересечении границ между странами. В его задачи входит поиск специально скрытых от таможенников товаров и проверка соответствия автомобиля требованиям соответствующих норм.

Также проверяется цель пересечения границы, которая должна соответствовать указанной в документах информации.

Про карту международных перевозок расскажет статья: Карта международных перевозок.

Про сроки исковой давности при международных железнодорожных перевозках читайте здесь.

Порядок контроля транспортного средства следующий:

  1. Представитель перевозчика передаёт таможенной службе уведомление о вывозе или ввозе и документы (включая накладную CMR, книжку МДП, лицензию на международные перевозки, паспорт ТС, разрешения на перевозку конкретных грузов).
  2. Таможенная служба выполняет проверку документов и принимает решение о виде контроля груза и ТС.
  3. С грузом и автомобилем проводят таможенные действия.
  4. Документы возвращают водителю.
  5. Автомобиль выпускают из страны или пропускают в неё.

При завершении проверки документов представители таможенной службы имеют право пропустить ТС без досмотра или сделать это после проверки документов и автомобиля.

При обнаружении проблем с документами или наличии не заявленного для таможенного контроля груза в пропуске транспортного средства может быть отказано. Результатом нарушения таможенных правил иногда становится серьёзный штраф, в некоторых случаях – конфискация груза и автомобиля.

Перечень некоторых компаний, работающих за границами РФ

Компаний, занимающихся международными перевозками, достаточно в каждой стране. В России большинство из них имеет главные офисы в Москве, и работает на европейском и китайском направлении.

Таблица 3. Основные международные перевозчики в РФ.

 Название Адрес главного офиса в России  Сайт  Виды автоперевозок
Free Lines Company  Москва, Россия, просп. Андропова 18, корп. 5, этаж 18 free-lines ru Доставка грузов (включая сборные и генеральные) практически в любую точку мира.
Совтрансавто (СТА) Москва, ул. Покровка, д. 10, стр. 1, комн. 31 sovtransavto ru  Автотранспортные перевозки грузов (включая негабаритные и проектные) по РФ, СНГ и Европе, мультимодальные – по Юго-восточной Азии и США.
МежТрансАвто (МТА) Москва, ул. Буракова, д. 29 mezhtransavto ru Перевозки по странам Европы и в Китай.
Atlantic Cargo Company (ATL) Москва, проспект Андропова 18, корп. 5 atlanticcargo ru Грузоперевозки автотранспортом в Китай, Турцию, Европу, США и Южную Корею.
Максилог Москва, 1-й Магистральный тупик, д. 10, корп.1 maxilog su Доставка обычных и сборных грузов по странам Европы и в Китай.
LCM Group Москва Бережковская наб. д.38 стр.1 lcmg.ru Грузоперевозки по странам Европы, Таможенного союза и Азии.
ЕвроТрансЭкспедиция (ЕТЭ) Москва Новоданиловская наб., д. 4А ete.ru Доставки обычных, сборных и негабаритных грузов по Китаю и Европе.

Расценки перевозчиков ненамного отличаются от средних значений в отрасли. Однако для уточнения стоимости доставки конкретного груза стоит обратиться непосредственно к представителям компании.

Цена

Стоимость грузоперевозок заметно отличается в зависимости от страны. Причина отличий заключается в разных уровнях оплаты труда, а, значит, и тарифной ставки. Для расчета стоимости перевозки груза учитывают соотношение объёма и массы, которое для автомобильных перевозок должно находиться в пределах 3:1.

Это значит, что при объёме (куб. м), превышающем реальный вес (в тоннах) более чем в 3 раза, оплата рассчитывается не по массе, а по кубометрам.

Таблица 4. Средняя стоимость перевозки из РФ в другие страны.

 Страна Цена за перевозку 20 т груза из России, руб./км
 Беларусь  50–60
 Казахстан  35–45
 Турция  40–50
 Германия  50–80
 Италия  80–90
 Испания  70–90
 Китай  50–120

Стоимость будет отличаться в зависимости от вида груза, используемого для перевозки автомобиля, страны и даже времени года (зимой стоимость обычно растёт). Имеет значение и расстояние, и дополнительные услуги – например, экспедиционные операции и погрузочно-разгрузочные работы.

В большинстве случаев цена определяется индивидуально, но иногда может быть фиксированной для конкретной страны.

Штрафы

При нарушении правил перевозок на территории РФ назначаются штрафы. Их размер, в зависимости от статьи, может достигать 200 тыс. руб.

Таблица 5. Размеры штрафов.

Номер статьи КоАП Нарушение Сумма штрафа, руб.
11.23.1 Управление ТС без соответствующего нормам и исправного средства контроля (тахометра) 5000–10000
11.23.2 Нарушение режимов труда и отдыха водителя 1000–3000
11.26 Незаконное использование зарегистрированного в другой стране ТС для перевозок при отсутствии соответствующего разрешения 150000–200000
11.27 Отсутствие знаков регистрации на транспортном средстве 200–500
11.29 Нарушение в оформлении или отсутствие разрешения 100000–200000

Обучение

В соответствии с постановлением № 876 Правительства РФ (30.08.93), Приказом Министерства транспорта №91 (23.07.98) и Минтруда №13/11 от 11.03.94, для получения допуска к управлению ТС при выполнении международных перевозок водитель должен пройти обучение. Квалификационную подготовку проходят каждые 5 лет.

После окончания обучения выдаётся удостоверение, подтверждающее компетентность работника транспортной компании в области международных перевозок. При отсутствии этого документа грузы (кроме тех, для которых разрешения не требуется, как при перевозках животных) разрешается транспортировать только по территории РФ.

Основные тезисы конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. изложены в статье: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Какова цена жд перевозки из Казахстана в Россию читайте здесь.

Информация про вагон сетку для перевозки автомобилей в этой публикации.

При выполнении международных перевозок перевозчики обязаны руководствоваться правилами, регламентированными целым рядом соглашений и нормативных документов. Несоблюдение требований приводит к серьёзным штрафам, однако ответственное отношение к транспортировке груза позволяет компаниям и ИП работать на территории нескольких стран, расширяя влияние и увеличивая размеры прибыли.

Большое количество условий приводит к тому, что международных перевозчиков в стране сравнительно немного – хотя найти их и определиться со стоимостью и направлением доставки несложно.

Видео: CMR. Как правильно заполнить и что это такое.

Читайте также:  Тонирование передних стекол
Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования