Занимающимся международными перевозками компаниям или физическим лицам следует знать о некоторых нюансах такой деятельности. К ним относят и документы, в соответствии с которыми выполняется перемещение грузов, и особенности обучения персонала.
Не обойтись перевозчикам и без знаний о порядке таможенного оформления и обучения специалистов.
Чем регулируются
Большая часть правовых положений, регулирующих правила в сфере грузоперевозок, связано с законами государства, где зарегистрирована компания-перевозчик (или занимающееся перевозками физическое лицо).
Выполняется регулирование и на основании таких соглашений:
- Международной Конвенции (Женева, 1949 г.), регулирующей правила дорожного движения в странах-участниках;
- Женевской конвенции (МДП, 1975 г.), регламентирующей прохождение транспортом таможни и соблюдение формальностей при пересечении границы;
- Европейского соглашения СМА 1975 г.;
- Конвенции о международной перевозке грузов автомобильным транспортом (1956 г., дополнена Протоколом 1978 г. и 2008 г.);
- Устава автомобильного транспорта, действующего в РФ с 2007 г.
Правилами Конвенции о перевозках руководствуются при составлении всех договоров между двумя государствами (хотя бы одно из которых участвовало в Соглашении) о транзите на автотранспорте с коммерческими целями.
Участниками КДПГ являются:
- практически все страны Европы;
- Россия (с 1997 г.);
- Казахстан;
- Таджикистан;
- Грузия;
- Монголия.
Пока не подписали Китай и США. Распространяется действие документа и на перевозки, которые осуществляются правительственными организациями, и на мультимодальные (выполняющиеся несколькими видами транспорта) грузоперевозки, предусматривающие перемещение груза по суше.
Правила международных перевозок грузов автомобильным транспортом
Члены ассоциации международных перевозок пользуются сотнями разных правил – практически все разработаны ЕЭК ООН, остальные представляют собой директивы ЕС и затрагивают автопроизводителей, устанавливая параметры ТС.
Например, одно из основных правил, №49 (подтверждено в России ГОСТ Р 41.49-2003), ограничивает уровень токсичности выхлопных газов от автомобильных двигателей:
- Транспорт, выхлопы которого соответствуют стандарту Евро-1, отмечают буквой «U» в белом кружке.
- При соблюдении требований только Евро-2 – литерой «S».
- Ещё одно правило, №51 (стандарт ГОСТ Р 41.51-99), ограничивает уровень создаваемого транспортом шума.
Таблица 1. Предельное допустимое значение шумовой нагрузки.
Силовой агрегат | Уровень шума, дБА |
Двигатель мощностью больше 150 кВт (204 л. с.) | 80 |
Компрессор, выпускающий воздух | 72 |
Соответствующие нормам авто маркируются литерой «L». Менее шумный автомобиль получает на кабину букву «G». Машины без таких обозначений не допускаются к международным перевозкам.
Транспортной комиссией ЕС созданы ограничения и для габаритов перевозки автотранспортом. Правила регулируют длину, ширину, высоту и даже клиренс.
Таблица 2. Габариты ТС в соответствии с правилами международных перевозок.
Габарит | Значение, м | |
Высота | до 4,00 | |
Ширина | обычного транспорта | до 2,55 |
для изотермических кузовов и автомобилей-рефрижераторов | до 2,60 | |
Длина | одиночные авто | до 12,0 |
тягачи с полуприцепом | до 16,50 | |
автопоезда с 1 прицепом | до 18,75 | |
автопоезда с 2 прицепами | до 25,90 | |
Клиренс для автомобиля с межосевым расстоянием больше 11,5 м | от 0,16 |
Кроме того, все автопоезда с длиной от 15,5 м обязаны разворачиваться внутри окружностей радиусами 5,3 и 12,5 м. Исключением является только использование транспортного средства для перевозки авто в Европу.
В некоторых странах ограничения могут отличаться – например, в Голландии ширина 2,6 м считается максимально допустимой для любого грузовика.
Сопроводительные документы
Список документации, которая нужна для международной доставки грузов, можно разделить на три группы:
- Личные документы (включая водительские права международного образца, страховку и медицинскую книжку).
- Документы на автомобиль, в число которых входит и карта на международную перевозку грузов, и двусторонние разрешения на перевозку опасных и других специальных грузов (тяжёлых, сборных и негабаритных).
- Документы на перевозимый груз, куда входят и подтверждение страхования, и аварийные карточки, и товарно-транспортные накладные.
К документам, которые обязательно должен иметь при себе водитель ТС, относят несколько видов разрешений, выдающихся на определённое число поездок, на транзитные проезды и даже на один рейс в обе стороны.
В двухсторонний договор включают и грузы, для перевозки которых не требуется специальных разрешений:
- движимое имущество в процессе переселения;
- повреждённые авто;
- животные;
- экспонаты, предназначенные для выставок;
- музыкальные инструменты;
- тела (прах) умерших людей.
Для ознакомления с информацией, которую требуется указать в сопроводительных документах, стоит познакомиться с примерами. Так, образец договора на выполнение международных перевозок показывает необходимость указания стоимости контракта, и сроков, и даже качества поставляемого товара.
Скачать Образец договора международной перевозки в формате .doc
Порядок таможенного оформления
Контроль осуществляющего международные грузоперевозки автотранспорта обязательно проводят на таможне при пересечении границ между странами. В его задачи входит поиск специально скрытых от таможенников товаров и проверка соответствия автомобиля требованиям соответствующих норм.
Также проверяется цель пересечения границы, которая должна соответствовать указанной в документах информации.
Про карту международных перевозок расскажет статья: Карта международных перевозок.
Про сроки исковой давности при международных железнодорожных перевозках читайте здесь.
Порядок контроля транспортного средства следующий:
- Представитель перевозчика передаёт таможенной службе уведомление о вывозе или ввозе и документы (включая накладную CMR, книжку МДП, лицензию на международные перевозки, паспорт ТС, разрешения на перевозку конкретных грузов).
- Таможенная служба выполняет проверку документов и принимает решение о виде контроля груза и ТС.
- С грузом и автомобилем проводят таможенные действия.
- Документы возвращают водителю.
- Автомобиль выпускают из страны или пропускают в неё.
При завершении проверки документов представители таможенной службы имеют право пропустить ТС без досмотра или сделать это после проверки документов и автомобиля.
При обнаружении проблем с документами или наличии не заявленного для таможенного контроля груза в пропуске транспортного средства может быть отказано. Результатом нарушения таможенных правил иногда становится серьёзный штраф, в некоторых случаях – конфискация груза и автомобиля.
Перечень некоторых компаний, работающих за границами РФ
Компаний, занимающихся международными перевозками, достаточно в каждой стране. В России большинство из них имеет главные офисы в Москве, и работает на европейском и китайском направлении.
Таблица 3. Основные международные перевозчики в РФ.
Название | Адрес главного офиса в России | Сайт | Виды автоперевозок |
Free Lines Company | Москва, Россия, просп. Андропова 18, корп. 5, этаж 18 | free-lines ru | Доставка грузов (включая сборные и генеральные) практически в любую точку мира. |
Совтрансавто (СТА) | Москва, ул. Покровка, д. 10, стр. 1, комн. 31 | sovtransavto ru | Автотранспортные перевозки грузов (включая негабаритные и проектные) по РФ, СНГ и Европе, мультимодальные – по Юго-восточной Азии и США. |
МежТрансАвто (МТА) | Москва, ул. Буракова, д. 29 | mezhtransavto ru | Перевозки по странам Европы и в Китай. |
Atlantic Cargo Company (ATL) | Москва, проспект Андропова 18, корп. 5 | atlanticcargo ru | Грузоперевозки автотранспортом в Китай, Турцию, Европу, США и Южную Корею. |
Максилог | Москва, 1-й Магистральный тупик, д. 10, корп.1 | maxilog su | Доставка обычных и сборных грузов по странам Европы и в Китай. |
LCM Group | Москва Бережковская наб. д.38 стр.1 | lcmg.ru | Грузоперевозки по странам Европы, Таможенного союза и Азии. |
ЕвроТрансЭкспедиция (ЕТЭ) | Москва Новоданиловская наб., д. 4А | ete.ru | Доставки обычных, сборных и негабаритных грузов по Китаю и Европе. |
Расценки перевозчиков ненамного отличаются от средних значений в отрасли. Однако для уточнения стоимости доставки конкретного груза стоит обратиться непосредственно к представителям компании.
Цена
Стоимость грузоперевозок заметно отличается в зависимости от страны. Причина отличий заключается в разных уровнях оплаты труда, а, значит, и тарифной ставки. Для расчета стоимости перевозки груза учитывают соотношение объёма и массы, которое для автомобильных перевозок должно находиться в пределах 3:1.
Это значит, что при объёме (куб. м), превышающем реальный вес (в тоннах) более чем в 3 раза, оплата рассчитывается не по массе, а по кубометрам.
Таблица 4. Средняя стоимость перевозки из РФ в другие страны.
Страна | Цена за перевозку 20 т груза из России, руб./км |
Беларусь | 50–60 |
Казахстан | 35–45 |
Турция | 40–50 |
Германия | 50–80 |
Италия | 80–90 |
Испания | 70–90 |
Китай | 50–120 |
Стоимость будет отличаться в зависимости от вида груза, используемого для перевозки автомобиля, страны и даже времени года (зимой стоимость обычно растёт). Имеет значение и расстояние, и дополнительные услуги – например, экспедиционные операции и погрузочно-разгрузочные работы.
В большинстве случаев цена определяется индивидуально, но иногда может быть фиксированной для конкретной страны.
Штрафы
При нарушении правил перевозок на территории РФ назначаются штрафы. Их размер, в зависимости от статьи, может достигать 200 тыс. руб.
Таблица 5. Размеры штрафов.
Номер статьи КоАП | Нарушение | Сумма штрафа, руб. |
11.23.1 | Управление ТС без соответствующего нормам и исправного средства контроля (тахометра) | 5000–10000 |
11.23.2 | Нарушение режимов труда и отдыха водителя | 1000–3000 |
11.26 | Незаконное использование зарегистрированного в другой стране ТС для перевозок при отсутствии соответствующего разрешения | 150000–200000 |
11.27 | Отсутствие знаков регистрации на транспортном средстве | 200–500 |
11.29 | Нарушение в оформлении или отсутствие разрешения | 100000–200000 |
Обучение
В соответствии с постановлением № 876 Правительства РФ (30.08.93), Приказом Министерства транспорта №91 (23.07.98) и Минтруда №13/11 от 11.03.94, для получения допуска к управлению ТС при выполнении международных перевозок водитель должен пройти обучение. Квалификационную подготовку проходят каждые 5 лет.
После окончания обучения выдаётся удостоверение, подтверждающее компетентность работника транспортной компании в области международных перевозок. При отсутствии этого документа грузы (кроме тех, для которых разрешения не требуется, как при перевозках животных) разрешается транспортировать только по территории РФ.
Основные тезисы конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. изложены в статье: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов.
Какова цена жд перевозки из Казахстана в Россию читайте здесь.
Информация про вагон сетку для перевозки автомобилей в этой публикации.
При выполнении международных перевозок перевозчики обязаны руководствоваться правилами, регламентированными целым рядом соглашений и нормативных документов. Несоблюдение требований приводит к серьёзным штрафам, однако ответственное отношение к транспортировке груза позволяет компаниям и ИП работать на территории нескольких стран, расширяя влияние и увеличивая размеры прибыли.
Большое количество условий приводит к тому, что международных перевозчиков в стране сравнительно немного – хотя найти их и определиться со стоимостью и направлением доставки несложно.
Видео: CMR. Как правильно заполнить и что это такое.