Ремонтируют и выплачивают ли по ОСАГО, если на детали есть коррозия?

Важные факты из статьи

  1. Страховщик в 2021 году имеет законное право отказать в покраске элемента, который имел сквозную ржавчину.
  2. Обратите внимание, речь идёт именно об исключении конкретной детали из расчёта возмещения, а также только покраски.
  3. Однако, на практике страховые компании могут не посчитать деталь, даже если там есть небольшие «рыжики».

Иногда при определении размера возмещения ущерба по ОСАГО происходит так, что отказа от выплаты или направления на ремонт как такового нет, но вам решили не посчитать ту или иную деталь в восстановлении. Такое происходит в целом ряде случаев, и один из них – если этот компонент уже требовал ремонта до ДТП, а страховой случай лишь усугубил ситуацию. Страховщик, таким образом, считает: «Почему я должен выплачивать за деталь, которая и до аварии требовала замены и/или ремонта?». Именно так происходит по закону 2021 года и в том случае, если запчасть имеет ржавчину. Но не любую и не везде. Вот только страховые компании очень часто злоупотребляют своим правом. Но давайте обо всём по порядку!

Страховая отказала в покраске ржавой детали – это законно?

Нередко, к сожалению, да. Это законное право страховщика не возмещать ущерб от ДТП за компонент транспортного средства, который уже до этого требовал ремонтных воздействий, в том числе коррозийный. Однако, законодательство 2021 года очень чётко регулирует данное право в плане границ тех случаев, когда потерпевшему можно отказать в ремонте.

Так, есть 3 случая, когда деталь не подлежит окраске:

  • если на детали имеется сквозная ржавчина,
  • если до ДТП требовалась покраска не менее 25% площади запчасти,
  • если цвет этого компонента отличается от цвета кузова (кроме случаев, когда такое специально сделано, и кузов многоцветный).

Таким образом, страховая компания, действительно, имеет законное право отказать в возмещении по ОСАГО ущерба от ДТП конкретной детали, если на ней имеется сквозная коррозия.

Читайте также:  Оформить полис страхования туристов для шенгена в компании ВТБ онлайн

Такое положение дел определяет Единая методика расчёта страхового возмещения. Вот так звучит официальная трактовка пункта 1.6 этого нормативного акта:

Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25 процентов ее наружной поверхности, либо цвет окраски повреждённой детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.

То есть в неполучении выплаты здесь 3 важных тонкости:

  1. страховщик всё ещё не имеет права отказать вам в страховом возмещении вообще (в том числе и за другие повреждения), а только за ту деталь, где есть ржавчина,
  2. эта коррозия должна быть сквозной – разного рода начавшие «рыжеть» сколы, глубокие царапины и даже ржавое пятно, которое нельзя признать (в рамках экспертизы) сквозным, иначе деталь может быть окрашена,
  3. отказ будет именно в покраске этой детали.

Давайте рассмотрим 2 примера. Вот такая сквозная ржавчина повлечёт за собой исключение крыла из суммы расчёта страховой выплаты или из ремонтных работ при направлении на ремонт:


Такая ржавчина, очевидно, приведёт к отказу в страховом возмещении ОСАГО

А вот такая коррозия потребует исследования экспертом-оценщиком:

То есть, если с внутренней стороны такого крыла также будет проступать эта ржавчина, то отказ в возмещении повреждений этого крыла в ДТП в 2021 году будет законен.

Что делать, если есть коррозия?

Обратите внимание, что в законодательстве речь идёт об отказе выплаты или ремонта в виде именно покраски компонента с ржавчиной.

Если ваше крыло, дверь, крыша, капот, багажник или другие детали машины требуют не только покраски, но и замены, то в этом случае при расчёте стоимости возмещения по ОСАГО страховщик обязан посчитать замену данной детали. Только покраска не будет включена в такой расчёт.

Таким образом, оплачивать окраску компонента придётся либо из собственного кармана, либо подать претензию к виновнику ДТП – причинителю вреда. Несмотря на то, что судебной практики в 2021 году по таким делам недостаточно, есть множество похожих по смыслу судебных решений касательно того случая, когда законодательство по ОСАГО предусматривает неполную выплату ущерба по страховке, а возмещение недостающей части с виновника.

Речь идёт об износе: страховщик считает сумму возмещения с учётом износа, а право потерпевшего – восстановить автомобиль до доаварийного состояния. Поэтому суды удовлетворяют требования потерпевших о дополнительной выплате этой разницы причинителем вреда имуществу.

С другой стороны, в том случае, если вам страховая компания выдаёт направление на ремонт, то можно договориться с автосервисом о вашей доплате за покраску детали, которая имела ржавчину. Равно как чаще всего виновники идут навстречу о возмещении непосредственно СТО этих работ, так как такое досудебное урегулирование позволит избежать судебных издержек. Просто предложите виновнику такую схему.

Что делать, если страховщик отказывает незаконно?

Другая тонкость, что на практике 2021 года даже небольшие рыжики на кузове автомобиля позволяют страховщика не грешить отказами в покраске таких деталей. Незаконном отказе, конечно же!

Но даже если вы решите, что вам всё равно, и предъявите требование о доплате виновнику ДТП, то и тот может отказать на основании того, что ржавчина на вашей машине была не сквозной.

В этом случае придётся соблюсти порядок предъявления претензии страховщику:

  1. сначала подаётся заявление о разногласиях страховщику,
  2. при отказе в урегулировании подаётся обращение к финансовому уполномоченному,
  3. если и последний не решил вашу претензию, то направляется исковое заявление в суд.

Подробный порядок с образцами всех указанных документов мы привели в отдельной статье об этом.

Оцените статью
Юридический информационный сайт о мире автострахования